Мамадышские гуси живут до 22- х лет
Содержательное мероприятие - Каз омэсе состоялось в городе в среду. Это татарский национальный праздник, но в нем с большим желанием участвовали представители разных национальностей района. В течение двух часов на площади возле районного Дома культуры было очень многолюдно и оживленно. Каждая экономическая зона своеобразно подготовилась к этому празднику. Так, на...
Содержательное мероприятие - Каз омэсе состоялось в городе в среду. Это татарский национальный праздник, но в нем с большим желанием участвовали представители разных национальностей района. В течение двух часов на площади возле районного Дома культуры было очень многолюдно и оживленно.
Каждая экономическая зона своеобразно подготовилась к этому празднику. Так, на подворье Таканышской внимание привлекли живые гуси, наряженные в разную национальную одежду. Шадчинцы украсили свою «территорию» тушками гусей, чайным столом. Из деревень Кирменской зоны привезли подушки из гусиного пуха, поделки из гусиных перьев, вышивки на эту тему. Различные угощения можно было отведать и на подворье Усалинской зоны. Красногорская экономическая зона привлекла внимание участников праздника гусями, сказочными героями, разными играми, состязаниями. В ходе «гусиного субботника» царил праздничный настрой, как и во времена молодости наших матерей и бабушек: ощипывали перья, пух. Не говоря уже о различных угощениях с гусятиной: балеш, блины, табикмак, копченый гусь… На сцене были представлены моменты «гусиного субботника» от каждого сельского поселения, экономической зоны, которые увлекли в молодость собравшихся на площади людей старшего поколения. На сцене звучали разные частушки, песни, исполнялись пляски. Правда, сегодня мы уже не можем увидеть все обряды, как в прежнее время. Ведь многие из них забываются. «Каз омэсе» - древний татарский праздник, на котором парни и девушки в ходе работы приглядывались друг к другу, надеясь затем создать семью. Он начинался в первые дни зимы и продолжался до тех пор, пока вся деревня не ощиплет гусей. Девушки на выданье на субботнике старались показать мастерство обработки тушек, шутили, пели. А неженатые парни крутились возле дома, заглядывались на девиц, обступали окна и старались найти повод, чтобы хоть на минуту попасть внутрь.
На площади возле районного Дома культуры мы увидели, что этот субботник от начала и до конца является девичьим, ведь всю работу выполняют девушки, молодые невестки. Вот гуси ощипаны, тушки выпотрошены, разделаны, выщипаны и перья с крыльев. Наступает кульминация субботника - девушки вешают на коромысло очищенные тушки и отправляются мыть их на берег реки. Вместе с ними идут к реке и девочки-подростки с гусиными перьями в руках. В прежние времена оставляли перья на тропинке к водоему. Это делается для того, чтобы на следующий год гуси хозяйки «теснились» на ней, следуя к речке. После этой работы девушек ждали праздничные блины.
В ходе субботника мне довелось пообщаться с пожилыми женщинами, в улыбке которых можно было заметить и оттенок грусти. Мне показалось, что они в этот день вспомнили былое.
Рахима РАХМАТУЛЛИНА, пенсионерка:
- Мы держали у себя по 20-30 гусей. Выйдя замуж, я тоже держала их помногу. Гусят пасли по очереди две мои дочери. Правда, и во время нашей молодости стало забываться массовое проведение "гусиных субботников". Конечно, зимой вместе с родными, близкими устраивали небольшой субботник для разделки и ощипывания гусей. А устраивать большой праздник и времени не было.
Людмила ГЕРАСИМОВА, заведующая Пойкинским клубом:
-Удмурты не делают "гусиных субботников", но мы с большим удовольствием участвовали в сегодняшнем мероприятии. Вместе с сельским фольклорным ансамблем привезли удмуртскую песню о гусях. В прежние годы у нас тоже держали помногу гусей. Всей семьей устраиваем своеобразный субботник после забоя гусей, в тот же день из одного готовим угощение.
До этого дня я и не представлял, сколько живут гуси. Вот и считай себя деревенским! Правда, я и особо не интересовался этим. А о том, «короток ли век» гуся, узнал в ходе общения на площади с двумя женщинами, которые держали в руках по два пакета. Было заметно, что Танзиля Мугинова и Рузия Шафикова довольны и радостны.
-Взяла одного гуся, печенку, три крыла, гусиных перьев. Перьями буду смазывать маслом блины, очпочмаки, балеши, а крылья очень удобны подметать пол. В детстве мы тоже пасли гусят. У нас одна гусыня весной высиживала по 11-12 штук. А как только продали одного гуся, так словно сглазили. После этого гусят стало не больше семи - восьми.
Рузия Шафикова - дочь известной в округе народной целительницы бабушки Гамбар эби. Она начала разговор с вопроса о том, сколько живет гусь.
-Если хочешь знать - до 22 лет! У матери была черная гусыня. Она каждый год откладывала 12 яиц, из них выводилось 11 гусят. После кончины мамы гусыня прожила еще пять лет. Даже в последний год она порадовала нас восемью гусятами. Она была нам очень дорога, заколоть пожалели. Похоронили, словно человека. Большое спасибо организаторам сегодняшнего праздника. Ухожу не с пустыми руками. Купила двух гусей. Скажу по секрету: если придется прочитать дочери никах, согласно обряду нужны две тушки, - сказала она.
Субботник, длившийся два часа, пролетел незаметно. Участвовавшие в нем коллективы не остались без подарков. На их приобретение пошли средства гран-при, выигранного Наилей Биктимеровой, работавшей в районном Доме культуры до выхода на заслуженный отдых.
Современная жизнь меняет и праздники. Это естественно. Если мы сумеем сблизить людей, объединить за счет возрождения народных обрядов, обычаев, то добьемся поставленной цели.
Николай Михайлов
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев