Дорога судьбы: в 10 лет он попал под танковый тягач, а в 90 лет удостоился медали «За заслуги перед районом"
В 10 лет он попал под танковый тягач возле Куйбышева и лишился одной ноги, а в 90 лет удостоился медали «За заслуги перед Мамадышским муниципальным районом»! Вы наверняка сразу стали сострадать инвалиду, прожившему долгую, но вряд ли счастливую жизнь. А зря! Кто знает, если б молодость Николая Кузьмича Егорова пришлась...
В 10 лет он попал под танковый тягач возле Куйбышева и лишился одной ноги, а в 90 лет удостоился медали «За заслуги перед Мамадышским муниципальным районом»! Вы наверняка сразу стали сострадать инвалиду, прожившему долгую, но вряд ли счастливую жизнь. А зря! Кто знает, если б молодость Николая Кузьмича Егорова пришлась на современную эпоху, то вполне возможно, что он бы дал фору и нынешнему миллионеру, мотивационному оратору Нику Вуйчичу. Но время не выбирают, и герой моей статьи посвятил свою жизнь строительству дорог, да не простых, а самых первых в Мамадыше.
Светлана Ханова
Трудно писать о том, чего ты сам никогда не видел. Привыкшая к картине, когда огромные машины стелют сотни метров асфальта мне нелегко было представить каково оно - вручную выкладывать дорогу из бутового камня. Сложнее это сделать, когда ты понимаешь, что речь идет о человеке с одной ногой. И некорректно интересоваться этим у его сына - авторитетного в городе руководителя Николая Николаевича Егорова. Однако с первой минуты беседы стало понятно, что тема вполне доступна и инвалидность 2-й группы - это даже не предмет для обсуждения, поскольку личность чрезвычайно многогранна, и говорить о ней можно очень долго.
«Мы никогда не считали отца инвалидом, и если б у меня спросили, какой ноги у него нет, я бы даже замешкался с ответом. Он всегда говорил, что нет ничего невозможного, и подкреплял эти слова действиями. Держал полный двор скотины, помню, одно время было до 200 голов нутрий, сам выходил на покос. Собираясь на рыбалку, нес до реки и весла и мотор, удивлял горожан, взваливая на плечи мешок цемента», - эмоционально рассказывает сын об отце.
Я слушаю, одновременно разглядывая исторические фотографии, и наталкиваюсь на особенную - от 1949 года, на переднем плане которой интересной внешности пожилой человек: в очках, с бородкой, больше похожий на представителя интеллигенции, нежели на мостовщика.
- А кто это, Николай Николаевич?
- Это мой дед, Кузьма Егорович, знатный мостовщик. Еще до революции мостил знаменитый Сибирский тракт - дорогу сквозь века. (историческая справка: Сибирский тракт - дорога, связывающая Европу с Азией, проходящая по всей территории России от Санкт-Петербурга до г. Охотска. Это самая длинная дорога в мире и памятник истории пяти веков). Поэтому мой отец - потомственный строитель дорог, бережно хранивший все секреты этого искусства.
Однако Николай Кузьмич оказался не только преемником сложного дела, но и первооткрывателем. Ведь именно с него в Мамадыше началось мощение улиц. В послевоенные годы в нашем городе мостовщиков не было, и человек с одной ногой стал первым бригадиром, взявшимся за этот нелегкий труд. Уложить бутовый камень неправильной формы в песок, чтобы дорога служила - это скорее даже не ремесло, а изящное искусство. В данном деле, заметьте, нужны не только физическая сила и сноровка, но и уникальные способности, чутье! А они его никогда не подводили, иначе разве бы он смог занимать лидирующие места по республике среди коллег, и не размещали бы его фото долгие годы на Доске Почета в центре Мамадыша.
Семья Егоровых: Пелагея Ивановна, Николай Кузьмич, дети Николай и Татьяна
Среди мостовщиков Николая Кузьмича прозвали «Бульдозер», немного грубовато на первый взгляд, но, поразмыслив, становится понятно почему. Никто не мог угнаться за ним, обычно с мастером работал один подсобник, а с ним по три - четыре. Если в среднем коллеги за день выкладывали по 20 квадратных метров камня, то Егоров до 45! Вот так и строили дороги в 50-е годы, ни километрами, а метрами, стуча молотками, мастерками и лопатами. А по готовым мощеным дорогам с превеликим удовольствием стучали потом каблучками местные девчонки. Одна из таких жительница Мамадыша Юлия Аполонова лирично вспоминает: «Дорога казалась большой, широкой и светлой, особенно после дождя. Камень был таким белым, чистым и ровным, что нам хотелось бегать по той красиво выложенной дороге, стуча каблучками. А на других улицах дороги были обычно грязными и стояли в окружении больших луж, по которым после дождя и не пройдешь, если не обуешься в резиновые сапоги». Так вспоминает она каменную дорогу по улице Ленина, а на счету у Николая Кузьмича их несколько, кроме того, мостил тротуары, территории крупных предприятий - спиртзавода, хлебоприемного пункта. Самым большим объектом стала дорога, соединившая деревни Анзирка и Яковлево!
Николай Кузьмич со своей бригадой
Дорожное строительство - дело сезонное, в 5 часов утра работа уже кипела: подсобники кувалдами разбивали огромные камни, на носилках подносили песок.
Николай с 1по 4 класс тоже помогал отцу и вспоминает, насколько ответственно тот подходил к работе. «В жаркий день разрешал попить с утра и в обед, а больше нет, иначе приведет к постоянному отвлечению на утоление жажды. Но, несмотря на строгость, с подсобниками ладил, среди таковых я вспомню немногих: Владимира Панфилова, Владимира Соболева, Владимира Гурьянова. В бригаде работали и женщины, труд, конечно, был очень тяжелым, но вместе с тем хорошо оплачиваемым, наверное, поэтому и шли». В этот момент я провела аналогию с современным «Татавтодором», сотрудники которого никогда не жалуются на заработную плату.
1958 год
- Всему свое время, Николай Николаевич. И на мощеные дороги начали укладывать асфальт…
- (Улыбаясь) Да, я помню даже этот 1967 год. На улицу Советская прибыла бригада армян. Здесь же в больших чанах они варили асфальтобетонную смесь, а потом укладывали его ручным катком. Через год сильным ливнем его смыло, и на поверхности остался лежать камень моего отца!
У читателя возникнет резонный вопрос - почему при живом человеке повествование ведется от имени сына. Да, Николай Кузьмич жив, в декабре ему исполнилось 93 года. Что касается здоровья, то здесь хвалиться нечем. Сложно он уже понимает пришлых, незнакомых в своем доме людей, но, проявив настойчивость, я все же встретилась с нашим героем. А как же иначе ощутить ту человеческую харизму, о которой я давно была наслышана.
Даже сидя в инвалидной коляске, он производит впечатление физически очень крепкого человека - этакая косая сажень в плечах. В их родстве долгожителей много. Выясняется, что его родная сестра дожила до 102 лет, а бабушка и вовсе до 104, умерев от несчастного случая - упала при очистке снега, ударившись темечком. Николай Кузьмич абсолютно не вызывает какой-либо жалости, потому что любящий сын со своей супругой окружают его постоянной заботой и вниманием. В просторном добротном доме в центре города светло, чисто, уютно. В традиционной для старшего поколения мебельной стенке стоят книги - классика жанра: К.Симонов, Д. Мамин - Сибиряк, И. Конев, Эдгар По и др. Вряд ли найдешь в доме нынешнего обывателя такую библиотеку. Казалось бы, дорожный бригадир, а тяга к духовной пище очевидна. Мостовщик Егоров всегда был лидером, душой любой компании, во многом благодаря своей феноменальной памяти. Она позволяла ему вытаскивать из головы невероятные факты, истории, ставив автора в центр внимания.
«Однажды ко мне из Казани приехали в гости два профессора. Вечерняя рыбалка, ночь возле костра, отец до утра вел с ними непринужденные беседы, после чего ученые мужи резюмировали - профессора здесь не мы!», - с улыбкой вспоминает сын. Я тоже улыбаюсь, потому что мне предстоит выудить хоть капельку воспоминаний у старого человека. Кричу по привычке в ухо, уверенная, что у пожилого человека проблемы со слухом. А не стоило. Все Николай Кузьмич слышит, только понять о чем спрашивают ему уже сложновато. Но небольшой диалог все-таки состоялся.
- Кем Вы мечтали стать в детстве?
- В то время (а это были тяжелые 30-е) мы вообще не задумывались над этим. Все дети были на одну колодку и боялись остаться ненакормленными. Мечтали одинаково - голодными не остаться и поесть чего нибудь повкуснее. Потом тягач меня зацепил, вторая нога тоже ведь вся переломана. К толковому хирургу меня отец в Куйбышев возил, он и собрал мне ее по кусочкам. Боялся, чтобы с моими детьми такого не произошло. Переживал я, когда Коля поступил в Коломенское высшее командное артиллерийское училище, настоял на том, чтобы он выбрал военную специальность, связанную с сухопутными войсками, переубедив отказаться от желания служить в ВДВ, аргументируя словами «одного инвалида в доме хватит».
- Как Вам морально и физически удавалось преуспевать в работе?
- Я никогда не испытывал трудностей, просто старался их не замечать, считаю в этом заключается человеческая мудрость. У меня есть любимое выражение «РаботАть - не блины Ашать», вот и Вас им рассмешил.
- А помните, как влюбили в себя свою супругу Пелагею Ивановну?
- Я тогда еще нищий с котомкой был, а она уже долговым инспектором работала, но ничего, дело нехитрое.
Уже с 1989 года Николай Кузьмич живет без своей второй половины. В 90-м к нему в Мамадыш сразу переехал Коля, который долгие проработал военным комиссаром района, несмотря на перспективы в столице республики, он не смог оставить отца одного. Каждое утро приезжает к нему в 5.30 часов, чтобы справиться о состоянии, осуществить необходимый уход и каждый его вечер заканчивается тем же. Я не смогла скрыть своего восхищения столь достойным воспитанием сына, столь достойным прохождением жизненного пути. И пусть на одной ноге, но Николай Кузьмич успел так ловко, так качественно и так много пройти по дорогам своей судьбы, что не каждый здоровый так смог бы. Люблю стихи Евтушенко, и одно из его творчества протяну сейчас красной нитью…
Сын и отец
Ребенок, будь отцом отцу,
Ведь твой отец ребенок тоже.
Он хочет выглядеть построже,
Но трудно - видно по лицу.
Тебе читает книгу он
Про Маугли и про Шер-Хана,
Но в нем самом - за раной рана,
Он еле сдерживает стон.
Ребенок, слезы отложив,
Утешь отца игрою шумной,
Когда, вернувшийся из джунглей,
Отец не верит в то, что жив.
Не оскорби из баловства
Своим ребячьим произволом,
Своим бесчувствием веселым
Твое наследство - боль отца.
1972
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев