Говори благое или молчи
Нет сомнения в том, что Всевышний Аллах наделил человека огромными благами.
И одним из величайших благ является способность говорить посредством языка. Но этот язык подобен острому оружию.
И если его использовать в поклонении Аллаху: чтении Корана, побуждении к добру и запрещении зла, или же использовать в помощи обиженным, то это именно то, что требуется от каждого мусульманина и это будет истинным проявлением благодарности Всевышнему Аллаху за этот бесценный дар.
А если использовать его во зле, повиновении Сатане, и для внесения раскола в среду мусульман, лжи и обмана, распространения хулы и сплетен, порочения чести мусульман, и во всём том, что запретил Аллах и Его Посланник (да благословит Его Аллах и приветствует) то именно такое использование является грехом для каждого мусульманина и будет проявлением неблагодарности к Аллаху за этот великий дар.
Стремясь хорошо выглядеть и уделяя большое внимание своему внешнему виду, порой мы забываем о своих словах и поступках. Ислам будучи не просто религией, а образом жизни призывает к богобоязненности во всем, в том числе, что мы говорим и делаем.
Всевышний Аллах сказал в Коране: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (Коран 33:70-71).
Обратите внимание на то, как призыв говорить праведные слова поставлен в один ряд с призывом к богобоязненности. Это неслучайно, ведь от богобоязненных исходит добро, душевная теплота, люди чувствуют себя в безопасности рядом с ними. Те же, кто не обладают богобоязненностью, не внушают доверия, от них исходит вред. Иногда случается так, что словом или делом мы невольно обижаем людей. Абу Хурайра сообщил, что Ибн Аль-Аббас сказал: "Человек не будет чувствовать большую ярость или возмущение на какую-либо части своего тела в Судный День больше, чем то, что он почувствует к своему языку, если только он не использовал его для высказывания или побуждения к добру".
Аль-Хассан сказал: "Тот, кто не придерживает свой язык, не может понимать свою религию".Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Признаком хорошего исповедания религии человеком является то, что он оставляет дела, его не касающиеся». Праведные предшественники посвящали свое время только тому, что приносило им пользу как в мирской жизни, так и в вечной. Таким образом, они сохраняли чистоту своих сердец и приумножали свои праведные дела.
Передано в Аль-Муснаде, со слов Анаса, что Пророк сказал: "Вера раба не установлена прямо, пока не установлено прямо его сердце, и его сердце не установлено прямо, пока не установлен прямо его язык". Это высказывание показывает, что Пророк сделал очищение сердца — условием очищения веры, а очищение языка — условием очищения сердца.
Ибрахим ибн Адхам сказал: "Две вещи разлагают душу человека: увеличение материальных благ и разговоров". Имам Газали сказал: "Разговор бывает четырех типов: приносящий только вред, приносящий только пользу, приносящий и пользу, и вред или же не приносящий ни того, ни другого". В хадисе, переданном со слов Му'аза, Пророк сказал: "Не сообщить ли мне вам, как управляться со всем этим?" Я (Му'аз) сказал: "Да, о посланник Аллаха". Он взялся за свой язык пальцами, а затем сказал: "Удержи это!" Я сказал: "О, пророк Аллаха! Будем ли мы отвечать за то, что мы говорим?" Он сказал: "Горе твоей матери! Разве есть что-нибудь большее, чем урожай языков, бросающих людей лицами (или он сказал: "носами") в огонь?"
Под фразой "урожай языков" имеется в виду наказание за высказывание запретных вещей. Человек своими деяниями и речами сеет семена добра или зла. В День Воскрешения он пожинает плоды. Тот, кто сеял зерна добрых слов и дел, пожнет урожай почести и благословений. Тот, кто сеял зерна дурных слов и дел, пожнет только горечь и унижение.
В Коране также есть аят с таким смыслом: "Во многих речах, которые вы ведете, нет пользы, кроме как в речи человека, который совершает милостыню, благое, создает между людьми компромиссные отношения " (сура "ан-Ниса", аят 114). Также не следует злоупотреблять вниманием людей, говоря о себе, о личном деле, о своих способностях, семье, близких. У одного мудреца спросили: "Что является верным, но скверным?". Он ответил: "Хвала, которую человек адресует себе". В Коране есть аят с таким смыслом: "Человек не произносит ни одно слово так, чтобы рядом с ним не присутствовали ангелы Ракиб и Атид" (сура"Каф", аят 18) Исламские ученые говорят: «Сказать слово - легко, но расчет за него будет тяжким». И это действительно так, ведь Всевышний сказал: «Скрываете ли вы свои речи или произносите их вслух, прячете ночью или открыто произносите их днем - все вы равны перед Аллахом» (Коран 13:10). И потому всем нам стоит задуматься над тем, что мы говорим, ведь Аллах спросит с каждого за это.
Имам аль-Куртуби сказал в своем тафсире: «Слова Всевышнего указывают на то, что людям не следует лезть в чужие дела, и нельзя на основе догадок, не имея должного знания, осуждать кого бы то ни было или подозревать его в чем-то», после чего привел такие слова Аллаха: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце - все они будут призваны к ответу» (Коран 17:36).
Давайте же задумаемся над своими делами, оценим слова и разговоры, станем говорить слова только праведные и будем богобоязненными! И не забудем слова Пророка, да будет доволен им Аллах, который в хадисе переданном Абу Хурайрой сказал: "Пусть тот, кто верит в Аллаха и в Последний День говорит благое или молчит"
Абдуррахман хазрат Хабибуллин
Директор Мамадышского медресе
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев