Степан Спиридонов: «Все общечеловеческие ценности, выработанные веками, у молодежи в цене»
Степан Спиридонов - начальник отдела культуры исполкома Мамадышского района, руководитель Мамадышского отделения Общественной организации кряшен РТ. Что он за человек, из чего складывается его жизнь вне работы, откуда черпает силы и какие планы строит на будущее. Об этом в материале
Друзья говорят о нашем госте «прямой, простой, патриот». Во многом это происходит из детства героя.
«Я родился в 1962 году в типичной кряшенской деревне Дюсьметьево Мамадышского района ТАССР. Учился в средней школе этой же деревни, расположенной в зданиях крещено-татарской школы, построенной и открытой ещё до Октябрьской революции. Типового дома культуры в деревне не было. Клубом служило приспособленное здание бывшей церкви». Самое обычное детство, наполненное историями, природой и, конечно же, особенной самобытной культурой.»
В школьные годы Степан Петрович активно посещал кружки, участвовал в классных и общешкольных мероприятиях. Частенько сам бывал в составе оргкомитета по подготовке и не боялся быть ведущим. С младших классов острое чувство справедливости и желание усовершенствовать окружающий мир развивали в госте и такие необходимые ему сейчас лидерские качества.
«Уже в 3 классе я был председателем Совета пионерского отряда класса, с 5-го – председателем Совета дружины школы, с 8-го секретарём комсомольской организации. Мимо меня не проходило ни одно мероприятие».
Степан Петрович подчеркивает, что любовь к творчеству и культуре в него заложили еще, когда он сидел за школьной партой.
«Мне нравилось, что воспитательная работа в школе велась системно, планомерно. Даже учителя показывали ученикам и сельчанам хороший пример: два раза в год они на сценах клубов сельского Совета ставили концерты или спектакли. Таким образом, могу сказать, что любовь к культуре прививалась мне со школы».
Так, вдохновившись примером своих наставников, он и сам стал мечтать быть учителем, и стал им. Но увлечение свое Степан Петрович не оставил.
«Я всегда занимался творчеством. Был активным участником народного театра и сыграл роли более чем в десяти спектаклях. О моей игре хорошо отзывались и профессиональные артисты театра им. Галиаскара Камала – члены жюри смотра-конкурса. Интересовались, почему же я не выбрал театральное искусство как профессию, — смущенно улыбаясь рассказывает гость. Я никогда не боялся сцены. Скорее испытывал чувство волнения от ответственности, но не страх».
Постепенно Администрация района все чаще и чаще стала привлекать молодого улыбчивого парня со звонким голосом и живыми глазами вести концерты, разные тематические мероприятия, массовые праздники такие как: Сабантуй, парад.
«В комсомольские времена я работал 2-ым секретарём райкома комсомола. Наряду с другими обязанностями курировал и культуру».
Однако, несмотря на столь активную и разнообразную деятельность Степан Петрович мысли о том, чтобы снова стать учителем, не оставил. И после комсомольской работы вернулся в школу. Работал простым преподавателем по своей специальности – «Обществоведение» и «История».
«Кроме этих предметов, после прохождения специальных курсов, приходилось вести и «Основы рыночной экономики» – был такой предмет в школе в одно время и дети очень любили его. Работал и заместителем директора по воспитательной работе, директором коррекционной школы-интерната. «Благодаря художественной самодеятельности я всегда был на виду, и, думаю, поэтому в 2002 году мне первый раз и предложили эту работу. Согласился: партия сказала – надо, комсомол ответил – есть! Воспитание такое… С 2008 по 2015 годы я руководил учреждением дополнительного образования.»
Преподаватели уже не в первый раз приходят к нам в гости. И каждый раз мы интересуемся их выбором профессии. Вопрос не застал гостя врасплох.
«Преподавательская работа очень интересная и ответственная. Потому что формируешь человека и, по большому счёту, – будущее. Надо не только заправлять головы детей определённым объёмом знаний, но и научить логически рассуждать, правильно искать недостающие знания, вырабатывать правильные манеры общения со сверстниками, взрослыми, уважать себя, уважать других и стремиться быть таким, чтобы и тебя уважали, считались с тобой. Учитель должен уметь увлекать учащихся интересной подачей материала, выражением собственного отношения к происходящему, явлениям, процессам. Учитель воспитывает собственным примером – ответственность большая!»
Удивительно, как ему это удается, но Степан Петрович, помимо руководящей, общественной работы, творчества еще и очень добрый любящий отец, хороший семьянин. В семье, безусловно, очень полезны педагогические навыки. Однако гость подчеркивает, что «учить своих детей труднее, потому что кажется, что свои должны тебя с полуслова понять и усвоить материал. О чужих так не думаешь и с большим терпением продолжаешь обучение».
Возвращаясь к дням сегодняшним, мы задали вопрос о том, из чего сейчас складывается рабочий день гостя.
«У меня очень интересная, живая работа. Это далеко не только чиновническая служба. Надо иметь хороший вкус, разбираться и в режиссуре, и в сценарном, музейном библиотечном деле, в театре и постоянно повышать свою квалификацию. В своей работе с коллегами мы ищем и внедряем новые методы, стараясь шагать в ногу со временем. В то же время считаем основной задачей сохранение и развитие традиционной культуры. Это – основа всего».
Безусловно, для развития любой сферы необходим приток новых, молодых кадров. Степан Петрович с этой задачей с успехом справляется.
«Мы начинаем с привлечения детей с детсадовского возраста в самодеятельность. Это происходит через кружковую работу, сотрудничество с образовательными организациями и проведением привлекательных конкурсов, фестивалей. С дошкольниками все это выливается в муниципальный проект «Радуга детских талантов», со школьниками — в республиканский проект «Созвездие-Йолдызлык». Заражённые искусством ребята поступают в учебные заведения культуры. Конечно, бывает и то, что после окончания учебных заведений некоторые выбирают «автономное плавание».
Гость отмечает ошибочность мнения о том, что молодежь неохотно проявляет интерес к национальным традициям, самобытности.
«Заинтересовать можно всегда. Главное – не действовать шаблонно. Даже когда кажется, что молодёжь хочет только всё современное, традиционной культурой надо заниматься и привлекать молодёжь тоже надо. Это почти со всеми такое происходит. Молодёжные ритмы всегда другие. А взрослея, в каждом человеке появляется внутренняя потребность в истинно народном, своём. Вот тогда не должно быть пусто в душе… И кого же воспитает в свою очередь этот пустой душой человек?!» Немаловажную роль в этом механизме играет и знание языка. «Я думаю, возможно сохранение традиций и без знания языка, но только в виде знаний о традициях. Сам человек, не владея языком, уже полноценно в этих традициях жить не будет».
Общаясь со своими детьми и молодёжью, а также с молодёжью из сферы культуры, Степан Петрович всегда питает оптимизм: «Молодёжь у нас прекрасная! Умная, любознательная, целеустремлённая! Все общечеловеческие ценности, выработанные веками у неё в цене!»
Герой признается, что много жизненных знаний ему дала и продолжает давать именно общественная работа. Она очень энергозатратна, но и отдача большая. Мамадышские кряшены активно участвуют в общереспубликанских проектах, общественном движении.
«Общественность должна быть активной. Создалось более 10-ти фольклорных коллективов – хорошо же! Держится положительная динамика в подписке на кряшенскую газету «Туганайлар». Это радует. В с.Кулущи силами общественности организовался народный музей. Такой же музей создаётся на родине пяти героев – в с.Албай. Для создания и продвижения таких проектов, конечно же, нужна и команда, и лидер, который увлекает и ведет за собой на благородные дела.
Для таких больших и важных дел всегда нужен источник вдохновения. «Меня вдохновляет каждый успешный шаг в работе. Если открыли новые здания или капитально отремонтировали, приобрели долгожданное и очень нужное оборудование или инструмент, придумали успешный проект работы, тем самым расширяя границы сотрудничества и обслуживания населения, выиграли грант, заняли хорошие места в конкурсах… Вдохновляет, когда коллектив дружно и результативно решает задачи и радуется личным достижениям сотрудников».
Приятным удивлением было и то, что у гостя, помимо такого широкого спектра деятельности есть еще и хобби.
«Помимо театра, вокала у меня появилось ещё одно увлечение, это — авто путешествие. Езжу с семьёй. Каждый год мы куда-нибудь стараемся выехать». Началось это с горячих минеральных источников Тюменской области. Потом на карте передвижений появились: скалистый Крым, солнечный Узбекистан, гостеприимная Грузия. «Нравится именно на машине ездить. Не торопясь, останавливаясь, где душа пожелает, тихонько изучая, что по дороге встречается. Удобно: захотел — свернул в сторону, посетил какой-то город, на достопримечательности посмотрел». Постепенно такие поездки стали и общесемейным хобби. «Потом у жены появляется интересная газетная статья о нашем путешествии. Она у меня журналист. Знакомые так и ждут, и спрашивают, когда же и куда мы нынче направимся, почитали бы в газете. После прочтения, говорят, создаётся впечатление, будто сами вместе с нами там побывали».
В завершении нашей беседы, мы попросили Степан Петровича, по сложившейся традиции, обратиться к читателям с пожеланиями.
«Совсем недавно мы отметили праздник кряшенской культуры «Питрау». Это очень важный день для всего народа кряшен. День, когда можно загадывать желания, найти любовь, сделать предстоящий год удачным… И очень важно, что это день, обозначающий кряшен как этнос. В нашей семье мы очень чтим традиции, говорим преимущественно на родном языке и надеемся, что дети продолжат наше дело.
Читателям я желаю любознательности, любви, новых познаний, творчества, достижений в построении дружного общества людей разных национальностей! А еще, оставаться порядочными, честными и открытыми к людям. Храните своих родных и близких, делайте их счастливыми!
Анастасия Исаева,
Информационный центр ДДнТ
источник: http://tuganaylar.ru
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев