Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество.

Жители Мамадышского района показали национальные костюмы своих народов

Проект «Родной язык - гордость народа» продолжается. Сегодня мы расскажем о национальных костюмах пяти разных культур. У каждого народа наряды имеют свои отличительные особенности и являются своеобразным «зеркалом» менталитета.

Прошлое и современность



Марина Степанова, заведующая Большешиинским клубом:
- Особенности традиционных нарядов марийцев, отдельные их варианты находят более яркое отражение именно в женской одежде. В XIX - начале XX веков основными ее элементами были туникообразное платье (тувыр), штаны (йолаш), кафтан (шовыр) с открытыми полами или подогнутой каймой, фартук (ончылсакыш), пояс (юшта). У восточномарийских женщин получила распространение пестрая рубаха тюркского образца. Шитьем, вышивкой, аппликацией украшают и повседневную одежду, но особенно нарядно оформляются праздничные и свадебные наряды. В них дополнительно используются нагрудные и поясные украшения. Верхней одеждой служили кафтаны (мыжер) из белого или черного сукна прямого покроя с разрезом и складками, шубы (ужга), окрашенные и обшитые холщовой или фабричной тканью. Обувь - лапти (йондал), кожаные сапоги (кем), валенки (пошкем). – Современные марийские рубахи шьются из белых тканей и вышиваются национальными красными узорами. На пояс завязывается красная лента с вышитым узором. Национальный фольклорный ансамбль «Мари Памаш», выступая на празднике Семык, ярмарках, концертах, носит современные национальные костюмы. Демонстрируя национальные обычаи, мы надеваем одежду, которая сохранилась в сундуках наших бабушек и дедушек. Они также являются ценным реквизитом в наших очагах культуры, – рассказывает Марина Степанова.

Национальные узоры в современной одежде

Гулина Гильмуллина, телеведущая, в декретном отпуске. Проживает в Мамадыше:
- Я с детства интересуюсь национальными костюмами татарского народа. Наши предки - волжские булгары - еще в прошлом веке славились своими украшениями из мягкой кожи, называемой сафьяном. Калфаки, тюбетейки из бархата и шелка, вышитые золотыми нитями или украшенные бисером – распространенные и востребованные по сей день головные уборы тюркских народов. На старинных татарских женских платьях также вышивались различные узоры, концы юбок и рукавов шились в несколько рядов. Фартуки тоже были с крылами.Раньше на посиделках вечерами девушки занимались рукоделием. Все, что было нужно для приданого, они вышивали сами. Особое место в декоративном искусстве татарского народа занимает цветочно-растительный орнамент. Самый часто изображаемый - тюльпан. Другие элементы: листья, колокольчик, роза, волнистые, извилистые узоры. Татарки носили различные украшения: серьги, накосники, браслеты, перстни, кольца. Все они выполнены с изысканным вкусом восхитительные, загадочные... Я их очень люблю. Сильное желание вернуть эту красоту в нашу повседневную одежду давно не давала мне покоя. Я решила тщательно изучить данную тему. Уже начала воплощать в жизнь некоторые свои мечты. Шью актуальные в современной моде фасоны одежды, добавляю национальные детали, орнаменты. Думаю, что у татарских национальных костюмов большое будущее.

Мода из поколения в поколение

Валентина Максимова, изучающая особенности одежды и украшений кряшен, живет в деревне Кулущи.
- Валентина Петровна, вы говорите, что фартуки с крылами и крупными цветами не являются традиционным кряшенским фартуком. А ведь многие говорят: «Наши бабушки надевали их, хранили в сундуках»?
 - Бабушкам этих людей по 90- 95 лет. Время, когда они начали ходить на посиделки, совпало с тяжелыми послевоенными 50-ми годами. Одежду шили из тканей, привозимых в магазин, или из материала, который как-то смогли достать через знакомых. Сначала были синий, черный, белый или желтый сатин. Их также в колхозах выдавали вместо зарплаты. Вот из них шили платья, фартуки, вышивали. Но это не традиционные вещи. У наших кряшен фартуков с крылами не было. Это пришло от соседних народов, которые шили такие вещи на праздник Сабантуй. Фартуки с крылами предназначались лишь незамужним девушкам. Нагрудники, даваты, тамаксы, сакалы, джанаки – все это фишки кряшен, способные стать брендом народности. До этого они оставались на втором месте в комплекте костюмов. Вместо тамаксы крепили несколько жестянок и так выходили на сцену. Теперь нет ничего сложного в изготовлении этих украшений. Я давно занимаюсь пошивом кряшенского костюма. Сравниваю увиденные образцы, по размерам делаю выкройки. Стараюсь подобрать точные размеры по старинным образцам, выбрать из современных материалов похожие на древние, и, конечно же, подбираю цвет. Живу в Мамадышском районе уже десятый год. Проживая здесь, сшила для нескольких детских ансамблей костюмы, фартуки, головные уборы. Стараюсь работать по старинным кряшенским образцам как для детских, так и для взрослых костюмов.


Особенности удмуртской одежды

Сергей Никитин, руководитель автономии удмуртов Мамадышского района.

– Удмуртские национальные костюмы не простые, а привлекающие внимание. К тому же они различались в зависимости от того, где удмурты проживали. Одни женщины носили белое платье (дэрем) с длинными рукавами, с открытым вырезом, поверх него - нагрудник с монетами (чыртывесь, чыртыкыш, уксе тирлык), нагрудный фартук (азькышет), дополнительно к ним – камзол с короткими рукавами (саэстэм). Зимой носили шерстяной кафтан (зыбын, дукес, сукман), а для жителей других регионов (удмуртов, проживающих южнее) белая одежда считалась религиозной и праздничной. Их национальные платья были яркими, богато украшенными, с высоким воротником из различных тканей. В удмуртской одежде в качестве орнаментов часто используются ромб, квадрат, треугольник, звезда. Удмурты надевали фартук (кабачи), шерстяную кофту, халат (шортдэрем). Считалось, что пояса фартука имели защитную силу. Для изгнания злых сил на конце пояса и по подолу фартука пришивали звенящие монеты. Женщины на праздники носили длинные, богато украшенные, вышитые чулки (пыдвыл) или носки (чухлэсэ), также надевали лапти (кут), башмаки (ката) или сапоги (гын сапег). На голове носили «йыркерттэт» - головной убор, украшенный монетами, косынку в виде полотенца «чалмы», которая напоминала кокошник - головной убор русских девушек. Молодые девушки носили венок с монетами. Поверх него надевался платок или вышитое покрывало «сюлыкош».

Народные традиции в сценическом костюме

Лола Латыпова, заведующая Тавельским СДК.

- Успех любого выступления зависит не только от мастерства исполнения, но и от красочности наряда. Поэтому мы ему уделяем особое внимание. Сценический костюм помогает передать атмосферу русской народной культуры. При всей своей уникальности и единообразии, русский народный костюм отличается не только от костюмов других народов, но и неоднороден по стилю в разных местностях страны. Так, северорусский комплект всегда был сарафанным, а южнорусский - поневным. Основными составляющими сарафанного комплекта являлись сарафан, рубаха, душегрея, пояс, головной убор, кожаная или лыковая обувь. Сарафаны были распашные и глухие, имели трапециевидный фасон, шились из одного или нескольких полотен. Подолы сарафанов как правило украшались лентами или кружевами. Рубахи сшили из белого полотна, чаще всего с объемными рукавами. Общие характерные черты национальной русской одежды - это многослойность, расклешенный силуэт, яркие цвета, богатая отделка. Праздничные наряды как правило сшили из яркокрасной ткани. Вышивка для русского национального костюма всегда имела сакральное значение. В первую очередь она выступала не украшением, а оберегом и защитой от злых духов. Традиционный головной убор, дошедший до наших времен – кокошник. Что касается обуви, то здесь стоит назвать полусапожки, длинные сапожки, лапти и валенки для зимы. Хорошим примером отражения народных традиций в современном сценическом костюме является фольклорный ансамбль «Русский лад», которым руководит Лола Латыпова. Костюмы для исполнителей подобраны стилистически правильно, отражая возрастные и местные особенности. За основу взята общерусская традиция сарафанного типа, великолепно подобран материал изготовления, сохранены основы традиционного кроя. Стоит отметить, что сценические костюмы ансамбль сшил за свой счет, самостоятельно разработав эскиз и дизайн нарядов.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев