Такой ошибки жизнь не прощает
Еще со времен Аристотеля школа призвана обучать и воспитывать, а значит, предостерегать ребенка от возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой жизни. Поэтому большую часть ответственности за спасение юных душ от “пагубных привычек” берет на себя именно она.
Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, она не воспринимается всерьез. Родители, в большинстве своем, заняты совсем другим. А профилактика наркомании возлагается на плечи учителей. Перед школой возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ. О том, как в Мамадыше налажена эта работа, мы поговорили с педагогом-психологом Красногорской общеобразовательной школы Оксаной Мухамадиевой.
-Каким образом в вашем образовательном учреждении осуществляется профилактика наркомании?
-Прежде всего мне хочется сказать, что к этому вопросу не стоит подходить с узкой точки зрения. Основная цель школы заключается в воспитании психически здоровой и всесторонне развитой личности, которая способна самостоятельно преодолевать жизненные проблемы. У такого ребенка не возникнет потребности к приобщению к неправильному образу жизни и к употреблению психоактивных веществ. Работать нужно одновременно и с детьми, и с родителями, и с учителями.
-Как о вреде наркотиков доступно рассказать первоклассникам, чтобы они действительно поняли?
-В начальном звене мы проводим различные квесты, классные часы, конкурсы, интерактивные занятия. Все вышеперечисленное направлено на привлечение к здоровому образу жизни. С детьми мы рассуждаем на тему добра и зла. Учим их общаться. Выстраиваем и демонстрируем рамки воспитанного человека. Формируем жизненные ценности.
-Какой подход к детям постарше?
-В среднем звене также проводятся интересные занятия, но с добавлением теории. Мы рассказываем школьникам о влиянии психотропных веществ на организм человека. Развиваем способы эффективного общения. В старшем звене важны дискуссии. Дети учатся отстаивать свою позицию, становятся более уверенными в себе. Они начинают понимать, что из одной ситуации может быть несколько выходов. Со старшеклассниками также прорабатываем тревожность перед экзаменами. Становится понятно, что работа по профилактике наркомании, на самом деле, затрагивает не столько наркоманию, сколько все стороны жизни ребенка. Наша задача заключается в том, чтобы показать школьнику: из любой проблемы есть выход, если ты здоров физически и психологически. А наркотики, наоборот, проблему не решают, но усугубляют положение.
-Как дети реагируют на такие темы? Охотно идут на контакт?
-Есть ряд трудностей. Основную проблему я вижу в неумении формулировать свои мысли. Сейчас молодежь читает мало, в интернете же информация подается фрагментарно. Поэтому приходится готовить теорию, которая будет легка для восприятия.
-С детьми работают профильные специалисты?
-Межведомственная работа осуществляется регулярно. Правоохранительные органы занимаются формированием правовой сознательности, представители здравоохранения просвещают школьников по теме пагубного влияния психотропных веществ на организм.
-Какую позицию в профилактической работе должны занимать родители?
-Прежде всего родитель должен понимать, насколько важен его авторитет в жизни ребенка. И авторитет этот нужно завоевать. С самых ранних лет стоит разграничивать пространство малыша и взрослого человека. Нужно показывать ребенку рамки возможного поведения, не подавляя, а признавая в нем личность. С малых лет приучать его к ответственности, нагружать обязанностями, естественно, в соответствии с возможностями. И самое главное, быть своему ребенку примером. Смотря на развивающегося родителя, он обязательно захочет стать таким же. Тут даже особых усилий прикладывать не придется.
-Предлагаю подытожить сказанное.
-Создавая правильные условия для ребенка, уча его преодолевать различные трудности, развивать свои возможности, мы воспитываем гармоничную личность, которая в принципе не захочет употреблять наркотики. Когда ребенок чувствует себя любимым, значимым, полезным, у него совершенно другие ценности и ориентиры.
Беседовала Кристина Штейнгауэр
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев