За какие деньги готовы работать узбеки в Мамадыше
Шавкат, Кушназар, Миршароф – так зовут людей, которых вы видите на фото. Имена непривычные для местного жителя, лица вам тоже вряд ли покажутся знакомыми. Но эти парни живут в нашем районе уже несколько лет и зарабатывают деньги для своих семей «золотыми руками».
Не буду скрывать, что в их профессионализме убедилась сама, прибегнув к услугам строителей в августе. И это не рекламный материал, в котором парни вовсе не нуждаются. Просто поняла, что мы мало знаем о тех, кто живет рядом с нами, зачастую их игнорируем. А жаль…
Как говорится, общение – обогащение, поэтому, знакомясь с представителями других культур, носителями иных языков, мы становимся гуманнее и терпимее. Итак, начнем знакомиться!
Первое знакомство
В Мамадышском районе проживает 152 человека узбекской национальности. Эти три богатыря - в их числе. Оказались они здесь не случайно. Самый старший Шавкат, ему 44 года (на фото в середине). Впервые приехал в Мамадыш 10 лет назад и трудоустроился на кирпичный завод. Вспоминает, как ездил в Казань на строительство объектов к Универсиаде. Очень спокойный, чувствуется, что за ним руководство более молодыми ребятами. Выяснилось, что корни мужчины уходят в деревню Хафизовка, здесь и сейчас проживает его родная бабушка Сахия Набиуллина, которой скоро исполнится 100 лет. Именно у нее и проживает бригада узбеков-шабашников. Дочь Сахии ханум вышла замуж за узбека и уехала в далекий Самарканд, где родила мужу 5 сыновей и дочь. Дети очень часто в летние каникулы приезжали на малую родину мамы, поэтому Мамадышский район им знаком давно. Знакомимся с Кушназаром (справа на фото), оказалось, что это родной брат Шавката. Ему 37 лет, в Мамадыш на заработки стал приезжать 3 года назад. Ну и новичок в этом трио – Миршароф, его стаж 2 года, он самый молодой – 1990 года рождения. Братьям Хусаиновым он тоже родственник, в Татарстане его бы называли бажай (свояк).
«Самый плохой клиент – это мелочный человек»
Ремонтом и строительством эта бригада занимается сезонно. Приезжают в апреле и работают здесь до октября. Клиентов долго искать не приходится, сарафанное радио в маленьком городе никто не отменял. Чаще всего в списке объектов частные дома, но бывают и крупные заказы от госучреждений. Работы ведут как в самом городе, так и с выездом в село. Я наблюдала за их работой в течение двух недель, и абсолютно точно могу сказать, что физический труд их будто не выматывает вообще. Они так легко выполняют заказ, что выражение «работа спорится» здесь очень уместно. Впрочем, слова «мастер на все руки» - им тоже подойдет. Наверное, поэтому график мужчин расписан далеко вперед. Много не говорят, включают песни на родном языке и просто скорее двигаются к своей цели: получить деньги и отправить их домой. В среднем, ежемесячно, каждый из них старается заработать около 100 тысяч рублей. Русскую валюту переводят в доллары и отправляют в далекий Узбекистан, в деревню Наймантепа. Там и проживают их жены и дети.
Узбекский сум
Наверняка, в вашем представлении, жены героев публикации – это домохозяйки, окруженные десятью, а то и большим количеством детей. Представление неверное! Супруга Шавката – парикмахер, Кушназара – воспитатель в детском саду, вторая половинка Миршарофа работает поваром. Теперь немного о том, какая зарплата у узбекских женщин на родине. Парикмахер получает 2 млн сум, воспитательница – 1,5 млн сум, заработок повара выше – 3,5 млн сум. Я, конечно, сначала округлила глаза, услышав такие суммы, но мне быстро растолковали, что жены зарабатывают в разы меньше, поэтому и не против того, что мужья уезжают на заработки.
Долго мы считали с парнями стоимость их родной валюты в российских рублях. Языковой барьер создавал свои трудности, но мы поняли друг друга, хотя можно было просто заглянуть в интернет. Итак, 1 рубль составляет примерно 100 сум, а это значит, что вышеперечисленные зарплаты составляют – 15, 20 и 35 тысяч, соответственно.
Пора домой
3 октября Кушназар улетает в родную деревню. Другие - немного позже. Перелет не из дешевых. Билет на рейс «Казань – Самарканд» стоит 24 тысячи рублей. Мужчина говорит, что это недорого, в период частичной мобилизации цена поднималась до 100 тысяч. У ребят все просчитано, цену каждому заработанному рублю они хорошо знают. По словам Кушназара, дома хорошо, там с размахом его встретят жена и двое детей. Праздник по поводу его возвращения продлится 3 дня. Каждый вечер будут по очереди приходить родственники и друзья. Жена приготовит разные национальные и современные вкусности. Интересуюсь горячими блюдами. Главное на столе – манты и плов. Остальные закуски, видимо, не сильно отличаются от наших. Могут быть и сыр, и колбаса, и даже салат «Оливье». Удивленно спрашиваю о «Селёдке под шубой», тут наши взгляды пересеклись в полном непонимании, и я не стала объяснять из каких ингредиентов состоит это блюдо. И на этом праздник не закончится.
С корабля на бал
Скоро семья пойдет на свадьбу племянницы, на которую приглашено около 500 гостей. По деревенским меркам узбеков - это вполне нормально. Подарок уже приготовлен. В обязательном порядке конверт, в котором не менее 20 тысяч рублей и обязательно к нему предмет бытовой техники, чаще всего холодильник. Мои брови медленно поднимаются вверх, на что Кушназар спрашивает: «А разве у вас не так?».
К сведению
В сезон, когда мужчины проводят на родине, их семьи бывают на 15-20 свадьбах. Словом, жители деревни приглашают практически каждого 4-5 сельчанина.
Шавкат же на свадьбу к племяннице поехать не сможет, остались незаконченными дела в Мамадыше. Но конверт с деньгами обязательно отправит с братом. В среднем, семья жениха, которая берет на себя расходы по организации торжества, тратит на свадьбу порядка 1 миллиона рублей. Столы отличаются богатым изобилием национальной еды, алкоголь не запрещен. В интернете пишется, что якобы узбеки отмечают свадьбу почти неделю. Герои публикации данный факт отрицают, говорят, что гуляния ограничиваются одним днем.
А что после праздника?
После того, как мужчины отдохнут после напряженного мамадышского графика, они возвращаются к своим домашним делам по хозяйству.
Это интересно
В Узбекистане в октябре выкапывают второй урожай картофеля, посаженного еще в июне. В феврале посадят его вновь, а перед отъездом в Мамадыш - соберут. Эту культуру узбекские семьи высаживают примерно на двух сотках, во всяком случае в огородах этих парней - так. По 1 сотке занимают любимые помидоры. Из них жены консервируют самые разные домашние заготовки.
Но работящие узбеки не могут ограничиваться только огородными делами, в зимние месяцы они либо подрабатывают на строительстве, либо устраиваются на Самаркандскую ковровую фабрику. Зарплата там пусть и поменьше, чем в Мамадыше, но мужчина не должен сидеть без работы – считают они.
И вновь в Мамадыш
Расставаться с семьями непросто, но все ради них и делается. Кто-то, чрезмерно щепетильный в запросах, может и нелестно высказаться, а человек, какой бы он национальности ни был, всегда чувствует негатив в свой адрес. Благо, телефонная видеосвязь позволяет наблюдать, как растут дети, как скучают жены. Мужчины в новом сезоне подумывают о трудоустройстве на елабужские заводы, где высокая зарплата и социальные гарантии тоже довольно привлекательны.
А пока три узбекских богатыря готовят три раза в неделю себе плов, который вопреки стереотипам не всегда им удается. И пьют черный чай, потому что зеленый в Татарстане пить невозможно, признаются герои публикации. «Настоящий зеленый чай только у нас, в Узбекистане!»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев