«Как по православному обычаю провожать покойного в последний путь и совершать поминки? Анастасия».
Протоиерей, настоятель храма прп.Ксении Римляныни о. Димитрий Морозов:
-Разделяя с верующими все печальные и радостные события земной жизни, Св. Церковь проникновенно-торжественно провожает своих чад в загробную жизнь.
Обычно усопшего обмывают дома, одевают во все чистое и полагают...
«Как по православному обычаю провожать покойного в последний путь и совершать поминки? Анастасия».
Протоиерей, настоятель храма прп.Ксении Римляныни о. Димитрий Морозов:
-Разделяя с верующими все печальные и радостные события земной жизни, Св. Церковь проникновенно-торжественно провожает своих чад в загробную жизнь.
Обычно усопшего обмывают дома, одевают во все чистое и полагают во гроб, покрывая специальным покрывалом в знак того, что он находится под благодатным покровом Церкви. На лоб покойному возлагают венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи - в образ того венца Спасения, который мы чаем получить в вечной жизни, а в руки дают иконку Спасителя или Божией Матери.
По древнему благочестивому обычаю, гроб с умершим, ставят лицом не к выходу, а на восток, к иконам, возжигают свечи. Если родственники желают, они сами или учиненные чтецы всю ночь будут читать над усопшим Псалтирь.
Обычно на третий день после смерти бывает отпевание. После чтения Апостола и Евангелия священник читает разрешительную молитву, в которой Церковь молит Господа простить усопшему грехи и удостоить Царства небесного. Текст молитвы влагается в руку покойному. Так любящая Мать-Церковь прощается со своим чадом - прощая его сама и, молитвой передавая в руки милосердного Господа.
В дни великой войны, когда воины погибали вдали от дома, пропадали без вести, было разрешено заочное отпевание усопших. К сожалению, и сегодня чаще отпевают покойников заочно. Конечно, так проще. Однако ни по пользе для души усопшего, ни по силе воздействия на живых такое отпевание не может сравниться с очным.
Как еще молятся об усопших? Сразу после смерти принято заказывать в Церкви Сорокоуст - ежедневное сугубое (усиленное) поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней, полугодовое или годовое поминовение. Особо отмечают третий (день похорон) и девятый дни, когда, по учению Церкви, душа предстает небесному Престолу, и сороковой - когда Господь выносит временный приговор: где будет находиться она до Страшного Суда. Как нужна усопшему в эти дни ваша молитва!
Впрочем, участь его можно облегчить и после, если усердно молиться за покойного, чаще подавая записки на Литургию и панихиду - более краткую заупокойную службу, которая совершается возле канунника, куда верующие приносят различную снедь (кроме мяса), чтобы за трапезой служители Церкви еще раз помянули усопших.
Родные и близкие усопшего могут ежедневно поминать его в своих домашних молитвах о блаженном упокоении его души. Домашняя молитва об упокоении есть в каждом молитвослове. Кроме того, молиться за усопших не обязательно «по книжке», Бог услышит и любую искреннюю молитву, составленную своими словами. В домашней молитве можно перечислить всех родных и близких.
В дни поминовений усопших следует по возможности посетить кладбище. Делать это лучше после молитвы (панихиды) в храме и заупокойной службы. На кладбище можно зажечь свечу, совершить литию. По необходимости прибрать могилу и молча вспомнить покойного. Христианская вера не приветствует поминальные трапезы над могилой, особенно неприемлемо употребление алкоголя и окропление могилы водкой, не следует оставлять рюмку и еду у надгробного креста. Этот обычай - пережиток язычества, когда похороны сопровождались обильными застольями и громкими гуляньями прямо на могиле умершего. Если кто-либо из близких все же привез еду на кладбище, раздайте ее бедным и нуждающимся.
После совершения поминальных молитв можно садиться за поминальный стол. Поминальная трапеза считается продолжением священного богослужения. Подается кутья - отваренная пшеница или рис с медом и изюмом, которая приносится в храм для освящения на время панихиды или литии. Затем ее забирают домой и поминальную трапезу начинают именно с вкушения освященной кутьи. Если поминки выпали на постные дни, то и поминальная пища должна быть только постной. Вино, а тем более водка на поминальной трапезе не должны присутствовать. Вином - символом земной радости - поминать усопших не принято. Пережитком язычества является обычай ставить столовый прибор «для покойного», еще более неприемлемо ставить стакан с водкой и кусок хлеба перед портретом. Такие традиции не должны соблюдаться в православных семьях. За поминальным столом вспоминайте усопшего, его добрые качества и поступки (потому и зовутся поминальные молитвы - поминки, от слова «память»). В древности за поминальный стол звали бедных, нищих, чтобы совершить милостыню за усопшего.
Особую силу имеют общие поминовения усопших, которые в Русской Православной Церкви совершаются несколько раз в году: за неделю до Великого Поста - Мясопустная Родительская суббота, через девять дней после Пасхи - Радоница, накануне Троицы и в первую субботу после сороковин Куликовской битвы (которая состоялась в праздник Рождества Богородицы - 21 сентября) - Дмитриевская Родительская суббота. Вообще все субботы в Церкви, особенно великопостные, посвящены поминовению «родителей» - т. е. умерших. Наконец, в годовщину смерти молятся за усопшего родные и друзья, выражая этим веру, что день этот не есть день полного уничтожения, а нового рождения человека для Царства Небесного, где уже нет болезней, печалей и воздыхания, но - жизнь бесконечная.
Нет комментариев