В Мамадышском районе есть поселок, в котором проживает всего один человек
Мы запускаем новый проект «Родной язык - гордость народа». В его рамках ежемесячно мы будем выпускать тематические материалы, посвященные русской, татарской, кряшенской, марийской и удмуртской национальностям, их культуре и обычаям. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию историю малочисленных деревень нашего района, в которых проживают люди разных национальностей.
Как Чаща разрослась в деревню
Татарскую деревню Су Елга в народе называют «Чытыр», что в переводе означает «чаща».
Су Елга является одной из самых молодых деревень района, она образовалась в 1924 году. В этой местности раньше была непроходимая чаща. Первожители деревни расчистили территорию и построили свои дома. Так зародилась жизнь на новом месте. Сегодня здесь не то что чащи, и густых насаждений в округе не увидишь.
У самой деревни оборудован пруд, благоустроил его выходец села, известный мелиоратор Ринат Мустафин. Так местная речка стала полноводной. Как рассказывает Нуриса Гилязева, жители от мала до велика увлекаются рыболовством. Посидеть за удочкой сюда приезжают и из близлежащих сел. Когда-то здесь проживало более 200 человек. Сегодня местных чуть более двадцати, да и то, большинство - это пенсионеры.
Люди в возрасте, у них свои заботы, свои переживания, - говорит Залиля Ханова, заведующая фельдшерско-акушерским пунктом Нурминского лесничества.- У кого давление, кто-то пережил инсульт, инфаркт.
Самым молодым жителем является Ленуза Газизуллина, ей за сорок. Совмещает социальную работу и семейное дело.
В 60-80-х годах каждый работоспособный житель села был занят в лесничестве, сегодня для сельчан работы здесь нет. Сезонный доход появляется благодаря тому же Ринату Мустафину, который выращивает клубнику в своем КФХ. В сезон несколько сельских женщин на вахте ездят на сбор урожая.
Здесь любят тополя
Каргали одна из четырех деревень района, где компактно проживают марийцы. Входит в состав Куюк-Ерыксинского сельского поселения.
В дореволюционных источниках известна как деревня Новая Шия. Наибольшая численность населения зафиксирована в 1908 году и насчитывала 688 сельчан. Сегодня в деревне Каргали 24 подворья. К сожалению, половина из них пустуют. По официальной прописке насчитывается 34 человека, на самом деле проживают 21.
Зиновия Егорова родом из Большой Шии. В 1960 году выходит замуж. Сегодня проживает с сыном Александром, он имеет инвалидность. Дом из белого кирпича построили еще в 1991 году. В палисаднике растет тополь, ему более 60 лет. К слову, в деревне этот вид деревьев очень популярен. Есть этому и объяснение.
Не зря наши предки сажали тополь, он хорошо очищает воздух, - говорит Зиновия Егорова.
По ее рассказам узнали, что в советское время в деревне работали сельский магазин, начальная школа, библиотека.
Ногайское слово на русский лад
Согласно историческим документам впервые село Нагашево упоминается в 1680 году и здесь проживали ногайские татары.
В 18 веке сюда перекочевывают русские. В некоторых дореволюционных источниках встречается название села – Большие Чаксы. Наибольшее количество населения зафиксировано в послевоенные годы. В 1949 году местных жителей насчитывалось до 700 человек. Сегодня это одно из малочисленных русских сел. На две улицы - одиннадцать семей.
Здесь никогда не было водопровода, до сих пор за водой ходят на родник в верхней части села. Что примечательно, у кого бы не спросил, а название родника никто не смог вспомнить. Все в один голос говорили:
Мы называем просто - ключ. Нет названия и у речушки, что делит село надвое.
Здесь живут две семьи, которые прожив вдали свою жизнь, с возрастом вернулись в деревню. Николаю Кузнецову 85 лет, имеет личный трактор, содержит 14 голов овец.
В этой деревне когда-то проживал барин, я чем хуже, свой трактор имею, держу скот, ем свежее мясо. Хочу здесь образовать настоящий коммунистический поселок, - говорит он.
Около нашего дома была школа, магазин и клуб, - рассказывает Любовь Крамова.
Соловьиный край – Новая Уча
Эта местность издавна славится соловьиной трелью.
Каждый вечер до самого рассвета птицы не смолкают. Чтобы насладиться пением соловьев, порой сам выхожу вечером и сажусь у ворот, - говорит Марс Каримов. - В поле у самой деревни, что с кукморской стороны, бьет родник. Каждую весну с наступлением мая его воду спускают по деревенской улице. А зимой ее потоку открывают путь к реке. Кто это придумал, уже и не скажу. Мне 85 лет, в нашем детстве так не делали.
Чтобы вода не размывала улицу соорудили канаву, обложили с двух сторон досками. Все лето здесь плескаются утки да гуси. Век назад в деревне была своя водяная мельница.
Много ли татар в этой удмурской деревне? – задал я вопрос собеседнику, акцентируя внимание на его имени и фамилии.
Я – удмурт. Моя супруга Ольга Максимовна тоже удмуртка, - сказал он.
Сегодня они гордятся своими земляками среди которых фермеры Прокопьевы и неоднократный батыр районных Сабантуев Степан Максимов. О том, какие трудолюбивые люди здесь живут, свидетельствуют и крепкие хозяйства.
Такарлыково для одного
Сегодня в поселке Такарлыково проживает всего один человек.
365 дней в году Юрий Степанов находится здесь. Такарлыково образовалось в 1920 году. Основными его жителями стали кряшены из Юкачей. 12 хозяйств здесь обосновалось после слухов о том, что часть земель присоединят к Шадчам.
В 1930 году образовался колхоз «Парижская коммуна», построены амбар, ферма. В 1937 году, когда встал вопрос об объединении маленьких деревень, несколько хозяйств переезжают в соседние деревни, но со временем возвращаются. В 1949 году здесь проживали 57 человек, а к 70-му году осталось 30.
В 1961 году в деревне случается большой пожар, виновниками которого становятся дети, жарившие яичницу в хозяйственных постройках. В результате дотла сгорели 12 домов, ферма, здание магазина. После трагедии в целости остались лишь семь подворий. Все, кто лишился крыши над головой, уезжают из деревни и больше сюда не возвращаются.
От огня Бог уберег и дом Степановых. В их семье было 10 детей. В школу они ходили в Шадчи и Средний Шандер, клуб также посещали в соседней деревне. Покойников хоронили на кладбище в Юкачах. Сегодня Такарлыково относится к Шадчинскому сельскому поселению. Хоть поселок и стал безлюдным, а постройки со временем обрушаются, все же выходцы иногда заезжают сюда, родные места тянут. Только оставаться никто не хочет. Навещают Юрия родные и его дети.
Минневарис Мингалиев, Николай Михайлов
На страницах районной газеты в рамках данного проекта проходит конкурс. Отвечайте на вопросы и получайте подарки.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев