Транзитная судьба: Махачкала – Мамадыш – Казань
Разговаривая по телефону в одном из казанских магазинов, пришлось неоднократно упомянуть Мамадыш, чем и привлекла внимание одной из покупательниц. Она подошла ко мне, поинтересовалась, откуда я? Так завязался разговор, закончившийся повторным знакомством. Женщина оказалась давним семейным другом моих родителей, и мы через много лет вспомнили друг друга. Выяснилось, что Валентина...
Разговаривая по телефону в одном из казанских магазинов, пришлось неоднократно упомянуть Мамадыш, чем и привлекла внимание одной из покупательниц. Она подошла ко мне, поинтересовалась, откуда я? Так завязался разговор, закончившийся повторным знакомством. Женщина оказалась давним семейным другом моих родителей, и мы через много лет вспомнили друг друга. Выяснилось, что Валентина Владимировна Маслова последние четыре года живет в Казани, переехав из Мамадыша. Я не смогла отказать ее приглашению на чашку чая, которое вылилось в откровенную душевную беседу. Что из этого получилось, читайте далее…
- Валя, Валентина, ты где сейчас? - не поздоровавшись, испуганно протараторил по телефону голос, ставший почти родным. Это звонила бывшая коллега, с которой Валентина Маслова, ныне пенсионерка, много лет проработала на предприятии «Татавтодор».
- Я только сегодня в Казань с детьми уехала, что случилось-то, Наташ? - почувствовав неладное, Валентина была готова услышать плохие вести.
- Виктора твоего нашли недалеко от дома, не дышал уже, Валя не знаю, что еще и сказать…
Валентине и не надо было что-то говорить. Ни слов жалости, ни фраз сочувствия ей не требовалось. Жизнь, ответственная работа сделали ее слишком твердой, прочной, как те дороги, по которым она прошагала всю свою жизнь, трудясь на любимом предприятии. Тут же повернула в обратный путь. 170 километров трассы - к какой дальнейшей судьбе они приведут? Опять расстояние, дорога - даже сейчас она появилась и разделила их. Валентина лишь на мгновения вздрагивала от мысли об организации похорон. Она понимала: смерть мужа поделила жизнь на «до» и «после». Что будет «после» - неизвестно, а что было «до» - все это промчалось в памяти за 2 часа пути до дома...
1966 год, Махачкала.
- Соседка, а ты что это, как мать твоя, собираешься всю жизнь на грядках в огороде просидеть? - одновременно сдвинув брови и улыбаясь, спросила будущую выпускницу школы тетя Зина.
- Да я еще не знаю, вот думала, может, как Вы, в проводницы пойду? - на ходу сочинила Валя.
- Правильно, на стебелечках, да на тычинках много не заработаешь. Ты, давай-ка, вместе с моим охламоном Лешкой поступай в автодорожный техникум. Специальности там серьезные, без работы точно не останетесь.
Вот так разговор через соседский забор предопределил судьбу Вали Алебович.
1969 год.
По союзному направлению, Валентина оказывается сначала в Казани, а потом и в Мамадыше. Устраивается техником в одно их самых крупных предприятий города - «Дорожное управление». На раскачку и стажировку времени не было. Почти сразу она стала одним из ответственных лиц за проведение в районе двухмесячника - по строительству автодорог в районе. В тот год район все силы бросил на строительство нового участка "Мамадыш - Усали", он получил название автодорога «Дружба». Объявление подобного мероприятия предусматривало вовлечение в дорожное строительство всех колхозов и предприятий, с выделением автотранспорта и рабочей силы. Валентину отправили в качестве учетчицы в Демьяновский карьер, что возле деревни Нижняя Ошма. Работа оказалась не из легких - в 6 утра за ней уже заезжал «ЗИЛ» и привозил ее обратно не раньше 20 часов. Каждый день по 120 грузовиков, 5-6 погрузчиков, и каждого надо было документально зафиксировать, выписать накладную на ГСМ, на щебень, выслушивать недовольных, подбадривать уставших. Молодая - сил много, страна послала, значит, надо выполнять! Но уже в первые месяцы работы случилось то, что заставило Валю призадуматься, «а правильную ли специальность я себе выбрала»?
Присела молодая учетчица на край дороги перекусить, и только принялась за припасенный обед, как подъехал огромный грузовик.
- Валентина, ты не торопись, сиди, кушай, подожду я, - крикнул немолодой уже водитель.
Девушка пересела немного поодаль, смущаясь, что чужой взгляд будет наблюдать, как она трапезничает. Оставила сумку на прежнем месте. Считанные минуты, и большегруз повалился набок, сполз в кювет, раздавив Валину сумку с остатками обеда. Ох, и наревелась в тот день молодой специалист. Почти сразу взяла отпуск и укатила к маме, кто-то ведь должен был ее успокоить, подбодрить и посоветовать, что делать дальше…
А дальше она вновь возвращается в провинциальный городок Татарии. Первый рабочий день после отпуска. Поднимается Валентина на улицу Победы, на которой в далекие 60-70-е годы располагалось Дорожное управление. И встречает симпатичного чернявого парня, перекинулись взглядами и словно искра пробежала между молодыми людьми. Как же она может не понравиться? Красивая, рыжеволосая, модная, одна только лакированная сумочка чего стоила! Тут же рассказала своей подружке Вере, которая, как и она, приехала сюда работать по распределению - из Рязани. Что делать? В тот 70-й год главным бухгалтером предприятия была Анна Петровна Дружинина, услышав разговор девчонок, она сказала:
- Виктором его зовут. И товарищ у него есть хороший, недавно оба вернулись из армии. Вот вам женихи, не упустите момент.
Не упустили. Уже вечером состоялось свидание, и Валя поняла, что влюбилась. В первый год она снимала комнату в семье Обмановых, что жили в заошминской части города. Предприятие оплачивало 15 рублей за ее проживание. Однако вскоре возвращаться со службы сыну хозяев дома, в ближайших планах которого была женитьба на любимой девушке, а это означало, что Валя здесь надолго не задержится. Рассказала об этом Вите, и он сразу предложил ей выйти за него замуж.
21 апреля 1970 года.
Дорожное управление предоставляет на свадьбу молодой паре Масловых белую «Волгу». Присутствие этой машины в свадебном кортеже считалось в те времена большим «шиком». В доме властной свекрови Вале пришлось быть «тише воды, ниже травы». Носила воду с колонки, зимой на санях ездила к полынье на Вятку полоскать белье, впрочем, так жили почти все в Мамадыше. К концу года появляется первенец Дмитрий. Долго дома сидеть не пришлось, в 1972 году она заступает на работу инженером в ПТО, а через четыре года ее назначают начальником производственно-диспетчерского отдела.
1976 год. Валентина Маслова - начальник ПДО ДРСУ
В подчинении - женщины с высшим инженерным образованием, но профессионализм и ясный ум Валентины никак не мог уступить им место за долгие годы на предприятии. Планы, проекты, отчетность по строительству дорог - все выполнялось в соответствии с ГОСТами, СНИПами. В среднем годовой объем строительства, капитального и ямочного ремонта составлял около 25 километров дорог. Выезжала на объекты, контролировала сроки - соответственно проверяла метры построенных дорог, качество - измеряла все, вплоть до толщины основания нового полотна. Вместе с инженерами летом принимала участие в покраске мостов, зимой, при сильных снежных заносах, чистила лопатой дороги, а вечером садилась за отчеты, от которых никто не освобождал!
Сотрудники Дорожного ремонтно-строительного Управления. Наша героиня третья слева.
Сдача отчетности была отдельной историей со своими курьезами, подчас не очень веселыми. Не забудет Валентина Владимировна, как приходилось задерживаться в Кремле с контрольными цифрами до полуночи, где располагалось головное подразделение «Татавтодора», а потом бежать до трамвайной остановки, чтобы успеть на ночлег к подруге.
Осталась в памяти поездка на тракторе «К-700», который отправил за ней директор Николай Иванович Долгов, потому что на машине от Тюлячей по распутице было не добраться. Неделю после того чувствовала каждое ребро в своем теле. А однажды и вовсе обморозила себе коленки, добираясь от поворота на Мамадыш пешком в январский 25-градусный мороз! До дома поздним вечером пришлось идти аж 2 часа! Каким же оказался надежным и понимающим домашний тыл, какой внимательной была «властная» свекровь. А ведь Валентина Владимировна, кроме прочего, являлась председателем профкома, а это значит - психологом для многих сотрудников «Татавтодора».
Однажды к ней пришел водитель погрузчика с жалобой на свою жену.
- В чем дело, Андрей?
- Устал, жена выпивает, за хозяйством не следит, сил никаких нет с ней бороться. Помогите!
Помогла, семья сохранилась, женщина взяла себя в руки, стала работать дорожным рабочим. У самой Валентины подрастало уже двое детей, в 41 год она в третий раз стала мамой. В череде сложных дней раздался звонок от мамы из Махачкалы.
- Валя, хватит уже ютиться у свекрови. Высылаю тебе 35 тысяч рублей, купите себе добротный дом! Вот вам и пестики с тычинками. Оказалось, мама нашла себя в цветочном бизнесе и весьма успешно занималась разведением роз, тюльпанов и нарциссов.
Так началась новая история в семье Масловых. К бесконечным хлопотам на работе добавились 18 соток огорода, свиньи, куры, утки и прочая живность. Супруг Виктор Григорьевич, по-прежнему, занимался творческой деятельностью - художественным оформлением всевозможных социальных объектов, писал картины на продажу и для уюта теперь уже нового дома.
Картина мужа хранит тепло его рук.
Валентина не была далека от вкусов своего мужа, они по-прежнему вместе, когда выдавалось свободное время, могли слушать любимые песни Элвиса Пресли. Жизнь не стояла на месте, вот и предприятие с появлением асфальтобетонного завода возле деревни Каменный Починок начало возводить первые дороги с новейшим покрытием. Как радовался народ комфорту езды в направлении Таканыша, в Красной Горке!
1994 год.
Младшей дочке исполняется 4 годика, мужа обвиняют в убийстве и сажают на долгих шесть лет. В 45 лет, по словам Валентины, личная жизнь для нее закончилась. Но в уныние ударяться не было времени, трое детей и бесконечные хлопоты на предприятии. Все больше и чаще сдаются дороги, их приемка не обходится без участия столичной комиссии. Помнит Валентина Владимировна приезды и руководителя ОАО «Татавтодор» Игоря Васильевича Ярцева, начальника эксплуатационного отдела Юрия Николаевича Данилова. Ностальгирует по грандиозным республиканским слетам передовиков дорожного хозяйства, которые проводились на базе Отарского карьера. У всех пользовалась уважением, авторитетом, за свой труд удостоена многих заслуженных наград, почетного звания «Ветеран труда».
2004 год - выход на пенсию. Двое старших детей уже взрослые, младшая еще не закончила школу. Время стремительно летит вперед, вот и она покинула родное гнездо. После смерти мужа некому следить за большим домом, да и она - уж очень востребованная бабушка для своего внука, живущего в Казани.
2009 год. Торжественный вечер Мамадышских дорожников по случаю 80-летия ОАО "Татавтодор". Валентина Маслова в числе почетных гостей.
2013 год. С чувством сожаления Валентина продает «семейное гнездо» на улице Коммунистическая и перебирается в Казань, поближе к дочкам. Сын Дмитрий со своей семьей проживает в Мамадыше, востребованный специалист в области строительных, отделочных работ. Средняя дочь Светлана трудится старшим инженером в УПТК "Таттрансгаз". А младшая Ирина открыла свое дело в сфере общепита. Каждый день бабушки расписан поминутно. Внука проводить в школу, встретить, накормить, отвести в секцию. В доме каждого ребенка висят картины отца, произведения которого к концу жизни носили все больше философский характер. Украшают они и многие дома мамадышцев.
В свои 69 лет она выглядит прекрасно, всегда находит время по приезде в Мамадыш заглянуть к бывшим коллегам, попить чаю и вспомнить былые годы. Проработала с шестью директорами, намерена познакомиться и с новым руководством.
P.S. Возвращаясь домой, обратила внимание, насколько масштабно развернулось дорожное строительство на участке трассы М-7 «Казань - Мамадыш». Сотни единиц различной техники, еще больше рабочих рук. И через судьбу и трудовые будни каждого можно в мельчайших деталях рассказать о жизни любого производственного гиганта. Как же все-таки сильно переплетены друг с другом - судьба человека и судьба предприятия…
СВЕТЛАНА ХАНОВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев