Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество.

Навигатор в прошлое или Что было на месте построенного храма Живоначальной Троицы

Среди жителей Мамадыша остаются воспоминания их предков о том, что на месте Ленинского сада, где в настоящее время стоит новопостроенный Троицкий храм, был монастырь.

Так что же здесь находилось на самом деле?

Сразу хочется отметить, что самого монастыря на территории нынешнего города, естественно, никогда не было. Мамадыш с 1605 по 1764 годы принадлежал Свияжскому Богородицкому мужскому монастырю, который находился в городе Свияжск. В Мамадыше же находился лишь монастырский двор, вот он то и остался в народной памяти тем самым «монастырем».

Что представлял из себя этот «монастырь», и причем здесь острожек, построенный на основании грамоты Казанского воеводы, упоминаемый с 1617 года, рассмотрим в настоящем рассказе.

Итак, в различных исследованиях истории Мамадыша, начиная с очерков об истории Свияжского Богородицкого монастыря начала ХХ века, заканчивая многочисленными интернет-сайтами, упоминается выданная в 1617 году боярином и воеводой князем Владимиром Тимофеевичем Долгоруковым от имени царя Михаила Федоровича Романова грамота, дававшая архимандриту монастыря Корнилию «с братьею» разрешение на строительство «в сельце Мамадышах» острожка. 

Остро́г — это фортификационное сооружение (опорный пункт), постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен (кольев) высотой 4-6 метров. Внутри острога располагались избы, за стеной — слобода.

Набеги воинственной Ногайской Орды, государственного образования, появившегося в результате распада Золотой Орды, граничившего с Казанским ханством, а в последующем – с Казанским царством в составе Российского государства, имели место вплоть до 20-х годов XVII века.Так, представители Ногайской Орды играли значительную роль в политике Казанского ханства. Все помним о ханше Сююн Бике – дочери ногайского бия Юсуфа и прапраправнучке основателя династии Ногайской Орды Едигея. 

Из грамоты-«памяти» известно, что 3 июня 1617 года архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря Корнилий с братией «били челом» Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу, прося у него дать разрешение на постройку острожка для защиты от набегов ногайцев. 10 июля того же года такое разрешение было дано. 

Острожек в Мамадыше должен был быть построен «для приходу Нагайских людей», то есть для обороны от возможного нападения Ногайской Орды. При этом Казанским воеводой было поставлено условие: «поставити острожек монастырскими всякими людьми; а с государевыми дворцовыми крестьяны и татары, и чувашею, которые деревни подошли близко к монастырскому сельцу Мамадышу, того острожку делати не велети». То есть монастырь должен был построить острог строго своими силами.

Согласно сведениям переписи от 1652 года: «Свияжского Богородицкого монастыря вотчина село Мамадыш на реке Вятке и на речке Ошме в нём острог в остроге двор монастырский в нем живет посадский старец Аврамей». 
Скорее всего мамадышская церковь находилась вне острога, так как, согласно имеющемуся описанию, «в остроге двор монастырский» без упоминания церкви.  

Фактически острогом в Мамадыше был обнесенный высокими деревянными стенами (тыном, то есть забором в виде вкопанных вертикально с заостренными в верхней части бревнами и въездными воротами) монастырский двор, где находились постройки, необходимые для хранения различного имущества монастыря.

О том, что острог занимал небольшую площадь, говорит о проживании в нём всего-навсего одного жильца. Так, в 1646 году: «Свияжского Б(о)городицкого м(о)н(ас)т(ы)ря села Мамадышъ а в нем двор манастырской а в немъ живетъ дворникъ Микитка Олексеевъ». Здесь понятие «дворника» подразумевает ответственного монастырского служителя, занимавшегося охраной и учетом ценностей, а не мужичка, подметавшего двор. К 1652 году Микитку Олексеева сменил прибывший из посада города Свияжск старец Аврамей.

О размерах острога можно судить из описания села Мамадыш от 1703 года, проведённого по указанию императора Петра I: «На монастырском двору горница с комнотою на жилых подклетях, анбар, меж ими сени, изба хлебенная, анбар с ушитенкой погреб с выходом. Мера двору: длина семнатцать сажен, поперег пятнатцать сажен» (одна сажень составляет 2,1336 метра).

Таким образом, внутри мамадышского острога, общая площадь которого составляла около 12 соток, находилось 4 здания: небольшой жилой дом из двух комнат, стоявший на подклетях, которые также, возможно, предназначались для проживания. Амбар, соединенный с домом сенями. Дом-изба «хлебенная», предназначавшаяся для выпечки хлеба, а также амбар «с ушитенкой». Имелся также погреб с отдельным выходом. Погреб, скорее всего, был вместительным (крестьяне платили монастырю оброк не только деньгами, но и столовыми припасами: свининой, гусятиной, бараниной, коровьим маслом, яйцами, ягодами, которые нужно было где-то хранить до отправки в Свияжск), однако, каковы были его размеры, можно только догадываться. Однако, до настоящего времени среди жителей Мамадыша существует легенда о тайном подземном ходе, находившемся в районе бывшего монастырского двора и Троицкого собора. 

Долго ли служил острог обитателям Мамадыша, неизвестно. 18 января 1764 года перед переходом монастырской вотчины под управление государства для описания села Мамадыш прибыл подпоручик Тильман. Он то и указал в своём рапорте, что на бывшем монастырском дворе остались одни лишь ворота без какого-либо ограждения.

Евгений Потеряхин. Пестрецы - Мамадыш.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев