Мамадышский учитель дала свою оценку новому учебнику по истории
О необходимости создать единый учебник истории для средней школы говорили уже давно, и с 1 сентября 2023 года новые учебники были получены школьными библиотеками не только нашего района, но и всей необъятной России.
В советское время, начиная с 1940 года, учебные книги в течение полувека были единственными. Поэтому многие поколения школьников занимались по одним и тем же учебникам, хорошо помнили не только их содержание, но и обложку.
С распадом Советского Союза учебников стало множество, а качество их очень часто вызывало закономерные вопросы у учителей и родителей школьников, не говоря уже о профессиональных историках. Попытки исправить положение были, и не раз, но с неутешительным итогом. До сих пор в школах имеются несколько "линеек" учебников истории от различных авторов и издательств. Помощник президента России, председатель Российского военно-исторического общества, один из авторов новых учебных книг Владимир Мединский так оценил нынешнюю ситуацию: "Многообразие учебников - это великая ложь нашего времени, как говорил Константин Победоносцев. Якобы это приведет к какой-то конкуренции. Этим оправдывались коммерческие интересы, помноженные на невнимание к содержанию".
Над новым учебником истории трудилась большая группа авторов, экспертов и методистов. Он сохраняет лучшее из трех ныне существующих "линеек". При этом "старый текст изменился примерно на 50-70%", а новации осознанно коснулись личностной, биографической информации, а также истории повседневности. Учебник объемен, в нем 448 страниц, изложение комплексное: тексты параграфов дополняются множеством иллюстраций и объяснениями к ним, текстами источников, разнообразными вопросами и заданиями.
Обилие информации и ее интерпретаций должно помочь современным старшеклассникам разобраться в непростых реалиях послевоенной истории СССР и первых десятилетий исторического пути современной России.
Прежде послевоенную советскую историю часто изображали в достаточно негативном ключе с некоторым исключением в виде прославления горбачевской перестройки. "Сталинизм" с легкостью переходил в хрущевский "волюнтаризм", а тот - в брежневский "застой". Не отрицая и не скрывая в тексте серьезных недостатков советского проекта, авторы единого учебника выделяют в эпохе после 1945 года главное. Уже во введении к книге оно выглядит так: "Поступательное развитие экономики в сочетании с достижениями науки и техники в 1950-е - 1970-е годы сделали нашу страну одной из двух самых влиятельных держав в мире. Советский Союз достиг невиданных высот: открыл человечеству дорогу в космос, добился впечатляющих достижений в развитии науки, медицины и образования".
Изложение главы учебника, охватывающей период до конца 1991 года, построено с учетом серьезного внимания, которое современная российская историческая наука посвящает истории повседневности. Авторы не лакируют тогдашнюю действительность, учебник упоминает и о товарном дефиците, и о событиях в Новочеркасске в июне 1962 года. Но при этом подчеркиваются важнейшие позитивные перемены в советском обществе, ощущавшиеся и на бытовом уровне: рост зарплат, пенсионное обеспечение, массовое строительство бесплатного жилья, изменение структуры питания, широкие возможности заниматься туризмом и спортом. Привязанная к иллюстрациям дополнительная информация раскрывает старшеклассникам важные штрихи ушедшей в прошлое повседневности. Авторы доходчиво объясняют и причины недовольства советских граждан собственным бытом, несмотря на очевидно позитивные в нем перемены. Последствия социальной апатии, зримо проявившиеся уже вскоре, изложены в учебнике местами достаточно жестко, авторы делают четкий акцент на том, что "политика перестройки, начатая Горбачевым, отличалась непоследовательностью и в итоге привела к распаду СССР", объясняется, почему так случилось.
О России сегодня и СВО
Есть в новой книге и отдельный большой параграф под номером 37 о России сегодня и Специальной военной операции. В нем отражены и предыстория СВО, и причины возрождения нацизма на Украине, и трагическая ситуация Донбасса, начиная с 2014 года. События СВО, начиная с 24 февраля 2022 года, излагаются по-особому, предельно доходчиво и с учетом того, что они активно продолжаются. В конце параграфа есть особый пункт "Россия - страна героев", где упомянуты подвиги восемнадцати особо отличившихся бойцов и командиров. Велико желание разобраться в происходящем у подростков, поэтому многие, получив новый учебник, уже пролистали его. Он должен помочь и современному учителю, задача которого не только рассказать о прошлом но и помочь понять его.
К изложению российской истории в XXI веке авторы подходят особо тщательно, стараясь осветить и совсем недавние события, состоявшиеся уже на глазах у нынешних старшеклассников, не исключая, к примеру, только недавно закончившейся пандемии коронавируса. Нашли объективное отражение в книге и возвращение Крыма в родную гавань в 2014 году и другие значимые процессы, обусловившие расширение территории страны.
В настоящее время значение преподавания истории и роль учителя этого предмета заметно выросли. В заключении к новому учебнику истории России для 11-го класса есть высказывание министра народного просвещения Сергея Уварова: "В народном образовании преподавание истории есть дело государственное. История образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои".
К сведению
"Поступили 107 учебников для 11 классов. Этого вполне достаточно для имеющегося количества выпускников района. Десятые классы пока в ожидании новых учебников", - отметила методист отдела образования района Гузалия Сафина.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев