Мамадышские ветераны празднуют День работников морского и речного флота
Порт Соколка в свое время входил в состав Волжского объединения речного пароходства. В порту работало много плавучей техники, суда по погрузке и выгрузке барж и теплоходов.
Земснаряды получали со дна Камы песчано-гравийную смесь, песок, ОПГС. В порту в большом объеме грузили лес на теплоходы, баржи с пунктом назначения до порта Астрахани. На пристани Соколки всегда было многолюдно: пассажиры отправлялись по рекам Вятка, Кама, Волга. Их обслуживали скоростные суда «Метеор», «Ракета», «Восход», «Заря» и малые теплоходы «Москвич».
Туристический водный транспорт, грузопассажирские суда также останавливались в Соколке. Отсюда они отправлялись в Москву, Астрахань, Пермь, Уфу и другие города. Для обеспечения подхода пассажирского флота на плаву были три дебаркадера. Для обеспечения безопасности движения судов работали три группы диспетчерской службы Вятского, Камского и Волжского пароходств. Их сотрудники работали круглосуточно, следили за движением судов, проходящих через порт Соколки, для организации погрузоразгрузочных работ с плавучими кранами, земснарядами и прибывающих судов под погрузку.
В организации тогда работали опытные капитаны, механики, крановщики, шкиперы, матросы, коки (повара). Все они были мастерами своего дела. В порту работал ОРС - отдел рабочего снабжения речников. В магазинах было все, что душа пожелает: от тушенки и сгущенного молока до хозяйственных товаров.
Кроме этого периодически подходили плавучие магазины, которые обеспечивали работников речного флота необходимыми товарами. До сих пор помню, на берегу реки стояла знаменитая бревенчатая двухэтажная контора. Ее кровля была из качественной жести, а каркас крыши был закреплен без ни единого гвоздя и скоб. Брусья были строганые, гладкие, закреплённые между собой в пазлах.
На этом здании висела памятная доска с информацией о том, что здесь причаливал пароход, на котором была Надежда Крупская, для пополнения запасов продовольствия и воды. Надежде Константиновне очень понравилась родниковая вода наших краев. Этот источник существует до сих пор. Знаменитая Сокольская хлебопекарня в свое время широко славилась в округе. Топилась она дровами. Аромат и вкус этого хлеба я до сих пор не могу забыть. Одна буханка весила почти 2 килограмма.
Произошел один интересный случай с хлебом этой пекарни. После окончания Казанского речного техникума в 1977 году меня назначили заместителем начальника пристани Дербешка, расположенной в устье реки Белая. Однажды я попросил капитана теплохода «Метеор» купить белый хлеб в Соколке. А он принес мне две бутылки «белой» водки. Вот был смех на весь пристань!
Библиотека в порту Соколки была очень богата книгами. Большое место занимали многочисленные тома сочинений Владимира Ленина, изданные еще при Иосифе Сталине. В те времена для детей работников Сокольского речного порта работал детский сад, были пункт медицинской помощи, узел связи, также строились дома.
Для бесперебойного обеспечения поселка электроэнергией в запасе стояли дизельные генераторы. Не было недостатка и в молодых специалистах: руководство порта направляло молодежь на учебу в Казанский речной техникум, Чистопольское речное училище и Волжскую государственную водную академию водного транспорта в Горьком.
Факиль Аухадиев, ветеран речного флота, с. Старый Кумазан.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев