Мамадышский учитель истории о современных учебниках
Выступая с посланием к Федеральному собранию 21 апреля, Президент России Владимир Путин отметил, что к некоторым учебным пособиям по истории есть вопросы.
Министр просвещения Сергей Кравцов сообщил, что ведомство и депутаты Госдумы подготовили пакет нормативных поправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые позволят усилить контроль качества учебников.
А что думают по этому поводу сами учителя? Вот как прокомментировала эту тему учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей №2 имени ак. К.А.Валиева г. Мамадыш» Елена Николаевна Шигаева.
- В настоящее время система образования изменилась, мы обучаем школьников по новым стандартам. Что это значит? Мы учим ученика мыслить и добывать информацию. И в этом случае учебник является для нас средством, из которого можно эту информацию получить. Но опытный учитель не использует одно-единственное средство, чтобы научить ученика. То есть, обычно мы говорим, что вот у автора этого учебника такое мнение по этому поводу, но это не значит, что оно - единственно правильное. История - это такой предмет, который надо понимать, поэтому сейчас на уроке учитель организует деятельность, в ходе которой ученики работают в том числе с другими источниками. Соответственно получают информацию, не опираясь только на одно мнение, только на один учебник. Что касается учебника Волобуева, который попал в руки нашего Президента и с которым он ознакомился (по нему занимаются студенты профессиональных учебных заведений), то его в нашей школе нет.
- Но ведь «главное действующее лицо» в школе – это учитель. Разве можно оспорить тот факт, что именно он ведет за собой ученика?
- Зачем вообще нужен в школе учитель? Прежде чем дать прочитать тот же параграф ученику, он ведь сам с ним знакомится, анализирует, «проводит» его через себя, и готовясь к уроку, просто-напросто его использует. По сути не совсем верно говорить, что вот в учебнике написано неправильно, значит все ученики обучаются неправильно. Тогда надо убрать учителя из школы, а в руки учеников дать учебники, пусть они их читают. Поэтому я не вижу здесь проблемы. Она не в учебниках, а в подготовке кадров. Учитель, который на уроке пересказывает учебник или говорит, давайте откроем параграф - это не учитель. Я, например, после урока никогда сразу не ухожу домой, сначала смотрю – что завтра? Подбираю, печатаю, не представляю работу в школе без компьютера, без принтера. Ту же войну изучая, мои ученики на уроке рисуют стрелками схемы, кто куда пошел, кто кого захватил и какое это имело значение.
- То есть, слушать только объяснение учителя на уроке недостаточно?
- Ученик должен работать, вовлекаться в процесс. Задача учителя - создать такую ситуацию, чтобы говорили ученики, а он бы их направлял, задавал цель. Все выводы должны делать сами дети, естественно, что с помощью учителя. И вот теперь сами смотрите, какую роль во всем этом играет учебник? Очень незначительную. В рамках федерального стандарта, по сути, не важно, по какому учебнику мы занимаемся. И нет такого учебника, в котором бы все это было отражено. Но так и не должно быть!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев