Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество.

Мамадышский школьник удостоен диплома I степени в финале Всероссийского конкурса

15 апреля были подведены итоги финала Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Ученик 11-го класса МБОУ " СОШ 1 г. Мамадыш" и участник психологического клуба ЦДТ " Квантум" Сафин Рустам удостоен диплома I степени в секции " Человек в современном мире". Его научный руководитель педагог-психолог МБОУ " СОШ 1 г.Мамадыш" и руководитель психологического клуба ЦДТ "Квантум" Шагивалиева Гульнара Камиловна награждена благодарностью Российской Академии Наук и грамотой " За воспитание культуры научно-исследовательской деятельности учащихся".

Мы пообщались с научным руководителем Рустама Сафина педагогом-психологом МБОУ " СОШ 1 г.Мамадыш" и руководителем психологического клуба ЦДТ " Квантум" Шагивалиевой Гульнарой Камиловной.

– Когда и как возникла идея участвовать в этом конкурсе?
- Научной деятельностью со своими учениками я занимаюсь уже более 15 лет. Свои исследования мы представляли на различные конкурсы республиканского и российского уровня, награждались дипломами призеров и победителей. Но идея принять участие в  конкурсе им. В.И.Вернадского пришла в 2018 году, когда мы с моим учеником Корчагиным Артуром возвращались с очередной победой с конкурса российского уровня из Набережных Челнов. Проблемами практической психологии мы с Артуром занимались в течение 2-х лет, изучали тему взаимосвязи предэкзаменационной тревожности выпускников  с суицидальными намерениями. Я видела, что Артуру с его знанием теоретической и практической базы исследования уже тесно в масштабах республики, что для его развития ему нужны соперники, не уступающие ему в умении выступать, цитировать научную классику, доказывать свою точку зрения и вступать в научную полемику по проблемам психологии. И тогда я предложила  маме Артура, Альфие Халимовне Корчагиной, которая долгие годы работала помощником прокурора в районной прокуратуре, принять участие в отборочном туре конкурса им.В.И.Вернадского.  Альфия Халимовна дала согласие, и мы, основательно подготовившись, победили на региональном этапе, а затем, после того как наше исследование прошло научную экспертизу московских ученых, приехали на финал, который проходил в Президиуме Академии наук в Москве. Всероссийский конкурс юношеских работ имени В.И.Вернадского является одним из самых масштабных научных конкурсов России, так как для участия в нем ежегодно подают заявку около  1,5 тысяч школьников со всех регионов нашей необъятной России. Но на финал в Москву приглашают авторов и научных руководителей самых лучших работ, которые не только стали победителями у себя в регионах, но и прошли экспертизу ведущих научных сотрудников МГУ им.М.В. Ломоносова. Этот конкурс входит в перечень интеллектуальных конкурсов Министерства просвещения Российской Федерации.  Я видела, что финал конкурса в Москве – это шикарная развивающая среда для наших школьников. Здесь юные исследователи знакомят со своими мини-открытиями ведущих ученых страны, беседуют с академиками, получают рекомендации от преподавателей ведущих ВУЗов России, учатся презентовать свои исследования, показывать их практическую значимость. Я видела высокий уровень психологических знаний  учеников, приехавших на конкурс, и понимала, какая ответственность ложится на меня, как на научного руководителя. Ведь здесь ни одна методическая ошибка, допущенная руководителем, не останется незамеченной, и от этого пострадает результат моего ученика. Работы учеников, представленные на конкурс в Москве, в научном плане были просто безупречны. Поэтому большое значение имеет то, как научный руководитель подготовит своего ученика. Здесь нужно научить мыслить структурно, чтобы ученик в  научной полемике в нужной момент приводил примеры из научной литературы, опирался на научные положения классиков, аргументировано доказывал свою гипотезу. На предметных олимпиадах для решения заданий дается 3-4 часа,  можно поразмышлять, найти допущенную ошибку и исправить ее без ущерба для результата. На научных конкурсах все иначе. Для представления работы дается 7 минут, потом в течение 10 минут ученик должен молниеносно находить правильный ответ на заданный вопрос, показать теоретическое и практическое владение материалом. Артур с этой задачей справился, и в 2018 году мы были удостоены диплома I  степени и грамотами в 5-ти номинациях, где он был признан лучшим. 
 Я решила участвовать в этом конкурсе ежегодно. И на протяжении 4-х лет  мои ученики  становились победителями в номинации «Психология» на региональном этапе. Мои ученики неизменно признавались лучшими в республике. Наши работы успешно проходили московскую экспертизу  и нас приглашали на финал в Москву, где мои ученики становились победителями. Это Гилаев Салават (МБОУ «СОШ №1 г.Мамадыш», 2019 г.), Белоусов Данил (МБОУ «СОШ №3», 2020 г.) и Сафин Рустам  (МБОУ «СОШ №1», 2022 г.). Я рада, что на протяжении этих 4-х лет мои ученики демонстрировали блестящие знания психологии, представляли актуальные исследования, уверенно отстаивали свою точку зрения в научной полемике с учеными-экспертами.

 – Как Вы с Рустамом определили тему работы?
- Дело в том, что в российских школах на сегодняшний день остро стоит проблема развития функциональной грамотности. Функциональная грамотность – это, говоря простым языком, умение применять свои знания на практике, уметь работать с текстами, графиками и схемами. Мало знать формулу вычисления площади прямоугольника. Российскому школьнику надо еще научиться  пользоваться этой формулой при расчете, сколько рулонов линолеума понадобится для застилания пола при ремонте квартиры.  Это как пример. К  сожалению, наши школьники по этому показателю пока  занимают лишь 31-ое место в мире. Ведущие позиции по функциональной грамотности  у Китая и Сингапура. В связи с этим президент РФ В.В.Путин издал Указ  «О развитии национальной стратегии образования до 2030 года», в котором перед российским образованием ставится задача  вхождения в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. МБОУ «СОШ №1»  является базовой площадкой по развитию  функциональной грамотности школьников. Наши учителя активно обмениваются опытом по этой проблеме, готовят учеников к международному исследованию  PISA, показывают открытые уроки.  Поэтому мы с Рустамом решили определить значение познавательной активности щкольников в формировании функциональной грамотности. Мы решили выяснить, существует ли взаимосвязь между познавательной активностью школьников и стилем преподавания учителей. Важно было выяснить, кому принадлежит ведущая роль в формировании познавательной активности – родителям или учителям.

 – Как проходила подготовка к конкурсу?
К этому конкурсу я готовила Рустама 2 года. Сначала нужно было ввести Рустама в суть проблемы, ознакомить с научной литературой по этому вопросу. Благодаря накопленной за годы работы психологической библиотеке  он с интересом изучал предлагаемые мной  труды Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, А.М.Прихожан. Рустам постигал суть метода замещающего онтогенеза А.Семенович. Так как в школьной программе нет такого предмета как психология, знакомить с основами психологии приходилось во внеурочное время. Хорошо в этом помогали занятия в психологическом клубе ЦДТ «Квантум», который я организовала для учеников, интересующихся психологией. Будучи очень эрудированным,  начитанным молодым человеком, обладая блестящими способностями, Рустам легко и прочно усваивал правила построения гипотезы, определения объекта и предмета исследования, а также легко овладевал методами математической статистики. Например, таким как метод ранговой корреляции Спирмена, который изучается на третьем курсе университета. То есть, готовя Рустама к конкурсу, я объясняла ему материал программы высшего учебного заведения.  Рустам хорошо научился определять, где и какой метод нужно использовать. Например, в последний день конкурса он объяснил экспертам, в чем заключается метод  регрессионного анализа, чем вызвал восхищение у членов жюри.
 
 – Какого результата Вы ожидали, отправляясь на этот конкурс?
Моя задача как научного руководителя  - это формирование научной картины мира у своего ученика. Ведь ценность любой научной работы заключается в принесении пользы человечеству, ее практической значимости. И в научной работе ученика следует нацеливать  не на завоевание наград и покорение пьедесталов, а на служение людям, на научный прорыв в решении актуальных проблем человечества. В этом ярким примером является жизнь Владимира Ивановича Вернадского, который считал, что смысл научной деятельности – это служение людям, человечеству и нашей планете в целом. Было бы странно, если бы Михайло Ломоносов открыл закон сохранения энергии ради получения медали, или Дмитрий Менделеев создал периодическую таблицу химических элементов для того, чтобы его портрет был во всех учебниках химии. Есть много примеров тому, как настоящие ученые совершенно далеки от погони за медалями. Например, Григорий Перельман отказался от международной премии  «Медаль Филдса» за решение гипотезы Пуанкаре. 
Если я вижу у ученика истинный интерес к науке, то моя задача как научного руководителя – развивать эмоциональный отклик на процесс познания, способствовать тому, чтобы ученик получал интеллектуальное удовольствие от процесса познания,  дать ему возможность проявить себя, организовать развивающую среду. Если эти задачи решены, то результаты приходят сами собой. Когда мы едем на конкурс,  я никогда не нацеливаю учеников на результат. Я их нацеливаю на процесс выступления. Главное, чтобы они получали удовольствие от научного общения, от ощущения собственной компетентности в научных вопросах. На мой взгляд, это важнее, чем медали и дипломы. 

 – Самые сильные соперники на конкурсе или чьи работы вызвали интерес?.
Самое интересное на этом конкурсе  то, что участники не воспринимают друг друга как соперников. Их   познавательная активность так высока, что она выходит за состязательные рамки. Дети на этом конкурсе ищут единомышленников и не придают значения тому, что жюри кого-то оценит выше, а кого-то ниже. Они по-настоящему получают удовольствие от научного общения. Этот факт меня очень радует. Радует, что наши дети хотят сотрудничать, а не соперничать. Мне кажется, что взрослым важно учить этому редкому качеству с детства. Учить радоваться успехам другого – это тоже талант. Может быть, на сегодняшний день редкий, но очень важный. Эти дети действительно будущая интеллектуальная элита России. Для них место на пьедестале и наличие медали второстепенно. 
Если говорить о качестве работ, то нужно сказать, что работы на конкурсах такого уровня всегда выполнены очень достойно и среди них трудно выделить самые сильные. В секции «Психология»   работ было 27 и поэтому можно сказать, что все 27 работ были серьезной заявкой на высшие награды. 
Из секции «Физика» хотелось бы выделить исследование учеников 10-го класса университетской гимназии МГУ об усовершенствовании ядерного двигателя.  Исследование показало, как можно  сэкономить топливо на 7%. Их разработка уже взята на вооружение Госкорпорацией  «Росатом». И это впечатляет.

 – Кто оказывал поддержку в организации поездки?
Надо отметить, что финансовая поддержка – важная составляющая конкурса. Ведь многие ученики просто не могут приехать в Москву из-за отсутствия финансирования. Поэтому хочу выразить личную признательность и благодарность Главе нашего района Анатолию Петровичу Иванову за организацию поездки на этот конкурс и поддержку талантливой молодежи. Анатолий Петрович финансирует поездки детей нашего района на все интеллектуальные конкурсы и олимпиады, создает прекрасный старт для проявления способностей и талантов наших детей и за это ему огромное человеческое спасибо. 
Также неизменно оказывает поддержку в организации поездок на эти конкурсы начальник МКУ «Отдел образования» Ильдус Нурисламович Габдрахманов. Отзывчивость, внимание и забота, искреннее стремление поддержать и развить таланты наших детей, проявляемые   Анатолием Петровичем  и Ильдусом Нурисламовичем всегда ценимы и уважаемы нами. Они также награждены Благодарственными письмами Оргкомитета конкурса им. В.И.Вернадского.

 – Ваши эмоции и эмоции Рустама от победы?
- Конечно, радость. Это радость не победителя, который превзошел других. Это радость ученого, признанного серьезным научным сообществом.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев