Как узбеки на мамадышской земле научились шпарить по-татарски и женили на себе половину татарского села
Речь идет о семействе Бегмуродовых, проживающих в Нижней Ошме. Прошло уже два десятилетия, как они приехали в наш район из далекого Узбекистана, 15 лет назад поселились в Нижней Ошме.
Райхон - в ней течет кровь двух наций. В детстве ее родители переехали в Камское лесничество нашего района. Ее мать - Миннехода, родом из села Новая Сала Рыбно-Слободского района. Сразу после школы по комсомольской путевке она уехала в Казахстан. Там вышла замуж за узбека, но вскоре супруг скончался от онкологии, оставив ее с малым ребенком. Молодая мать возвратилась в Камский, но здесь одинокая женщина с ребенком столкнулась с унижениями и оскорблениями со стороны соседей. Миннехода была вынуждена покинуть родной край и переехала в Узбекистан. Здесь она вышла замуж за коренного жителя, но после долгих лет совместной жизни семья распалась. Забрав пятерых детей, женщина вернулась в Татарстан.
От фермы № 2 - к новой Ферме № 2
Бегмуродовы жили в Узбекистане на участке фермы № 2 совхоза “Ленинградский” недалеко от Ташкента. Перед тем как вернуться в Татарстан, родственники по материнской линии посоветовали им переехать в поселок Фермы № 2 Мамадышского района, который в свое время входил в состав совхоза “Зеленогорский”. В 2002 году семья обосновалась там. Но в совхозе зарплату не платили. Их дочь Шахназа вышла замуж за Дамира Аухадиева из Нижней Ошмы. Молодая семья посоветовала родителям переселиться в этот населенный пункт.
На месте их дома - спортивный комплекс
В деревне они стали жить в доме, на месте которого сейчас стоит спортивный комплекс “Дружба”. Индивидуальный предприниматель Рифат Мутигуллин, который запланировал на этой территории построить спортивный объект, купил для семьи пустующий дом, в котором они живут и по сей день. Сейчас этот дом неузнаваем. Общими усилиями семья отремонтировала его, появилась пристройка.
Татарским языком владеют без труда
- Несмотря на то, что в семье преобладает узбекский язык, я считаю, что хорошее знание татарского языка пришло с детства. Как уже говорила, мы часто приезжали в Татарстан к бабушке. Наши языки похожи. Поэтому говорить по-татарски нам не сложно, - говорит Райхон ханум.
Впрочем, не только она, но и ее супруг Холдар, и старший сын Фарход неплохо говорят на языке Тукая. У Райхон ханум и Холдар эфенди еще пять дочерей. Две из них живут со своими семьями в Нижней Ошме. Это - Шахназ и уроженец деревни Дамир Аухадиев, Диляфруз с семьей проживала в Кукморе, но после смерти мужа вернулась в родную деревню. Фарход женат на русской девушке Наталье, у них четверо детей. Сноха уже освоила и татарский, и узбекский. Остальные дети тоже живут своей жизнью. По словам Райхон, сегодня в Нижней Ошме более 30 человек связаны родственными узами Бегмуродовых.
Уважение к традициям
Несмотря на то, что они уже много лет как обосновались в Татарстане, семья не забывает о национальных традициях, обычаях, праздниках. Они своеобразны, многогранны. Большая часть обрядов связана с семейной жизнью – рождением ребенка, его воспитанием, свадьбой, проводами в последний путь. Один из традиционных обрядов Бегмуродовы провели совсем недавно – обрезание. На большой семейный праздник в честь полуторогодовалого внука Алишера собралось много родственников. Он называется "соннэт туе". Это событие символизирует посвящение мальчиков в джигиты. В Узбекистане, кроме родных, собираются и жители села. Далее следует обряд «колыбельной» свадьбы. Если у невестки рождается первый ребенок, ее родители должны подарить ей колыбель, детскую одежду, игрушки. Это событие также сопровождается большим количеством гостей.
Курбан-хайит и Рамазан-хайит являются великими религиозными праздниками. Их проводят с большим размахом. Перед началом Ураза-байрам, по традиции, все родственники собрались на плов. По обычаю, узбеки пекут блины и раздают их людям. Однако, жизнь в другой этносреде ограничивает полное соблюдение некоторых обрядов. Самым большим праздником для узбеков, безусловно, является Навруз. Каждый год на столе семьи появляется праздничное блюдо сумаляк, приготовленное из пророщенных зерен пшеницы. Кроме того, готовятся и другие национальные блюда. Словом, у узбеков обычаи, традиции, праздники проходят с участием большого количества людей и изобилием национальных блюд.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев