Мамадышцам рассказали, чем отличается современный дошкольник от ребенка советской поры
Воспитатель, посвятившая детскому саду 46 лет своей жизни, дала оценку современным детям и дошкольникам советского времени
Все мы любим говорить своим детям и внукам: «Мы в детстве были не такими, как вы». Действительно, отличаются ли дошкольники разных эпох? На этот вопрос отвечает Фарида Хазиева, проработавшая долгие годы воспитателем, заведующей детскими садами, которая и сегодня исполняет обязанности старшего воспитателя в ДОУ «Милэшкэй».
- Фарида Нурахметовна, с какого возраста раньше принимали детей в сад?
- В детских садах имеются ясельные группы, и наш назывался ясли-сад. Туда детей отдавали до достижения ими годовалого возраста, малышей - 4-х и 6 месяцев. Такую группу в нашем саду «Василек» посещали более 30 детей. Работать в то время было очень сложно: малышей много, а помещения – небольшие. Чтобы старшие не затоптали тех, кто еще не умел ходить, младших сажали в манеж. В ясли спиртзавода детей отдавали уже в два месяца. Сейчас не во всех садах есть ясельные группы. Для записи в них малыша существует электронная очередь. Дети могут начать посещать детский сад с полутора, двух-трех лет.
- Какие условия были в детских садах в советское время?
- Я сама ходила в Шадчинский детский сад. Помню, было много игрушек. Всех детей выстраивали в один ряд и ложечкой давали рыбий жир. Теперь такого нет. В детском саду стояла круглая печь. До нашего прихода ее растапливали и согревали помещение. Помню Зайтуну апу, которая очень вкусно готовила блины. Летом на территории выращивали цветы. Все девочки с крохотными коромыслами на плечах и синими ведерками ходили на родник за водой. А он был достаточно далек от учреждения. Хоть бы кто из нас тогда капризничал! Это, думаю, было своего рода трудовое воспитание. А попробуйте отправить нынешних детей за водой, что вы! Родители тут же напишут жалобу в прокуратуру.
Помню, в саду было много самокатов, маленьких велосипедов. Мы катались на них наперегонки. Пели и танцевали под баян. Сидя в ряд, слушали радио, транзистор. Телевизора тогда еще не было. Сейчас музыкальные занятия проводятся с помощью компьютеров и интерактивных досок.
В первый класс из детского сада мы пошли 25 детей. Воспитательница сама повела нас в школу и передала первой учительнице. В школе мы также учились очень дружно. Драк не было. Я все время играла в учительницу, затем отучилась на воспитателя. Девочки, игравшие в врачей, стали медсестрами.
- В те годы как вели себя дети?
- Были очень послушными. Родители относились к воспитателям с большим уважением, дети росли на их примере. Мы все были одеты примерно одинаково. На всех нас были ситцевые платья. Дети были очень творческими. Многое старались делать своими руками. Цветные бумаги готовили сами, раскрашивая в разные цвета. Аппликации делали клейстером из картофеля.
Теперь у детей одежда очень красивая. Глаз не оторвать. Такие же и игрушки. Очень много среди них интерактивных, которые и разговаривают, и двигаются.
В те годы дети были более близки к природе. Когда шел дождь, выходили в резиновых сапогах, топали по лужам, брызгая водой. Также и босыми ногами ходили по мокрой земле.
А нынешним детям такие возможности не предоставляются. Их привозят в садик на машине, всучивают им в руки телефон и так же вечером увозят обратно на заднем сиденье. Малыш не видит, как зацветают яблони и черемуха, опадают листья. Еще современный ребенок мало общается со сверстниками на улице. Родители должны помнить, что общение с другими очень важно для детей.
Раньше дети относились к взрослым с уважением, уступали места в автобусах. Мы читаем им сказки, чтобы они росли порядочными людьми. Также проводим встречи с писателями.
- Есть ли разница в детском меню?
- В питании существенных изменений нет. И тогда, и сейчас на молоке, масле варим вкусные каши, мясо. Раньше дети, съев порцию, просили добавку. Нынешние же кушают очень плохо. Едят чипсы, гамбургеры, купленные в магазине, жуют жевательную резинку, чупа-чупсы. Употребляют много вредной пищи. Мы уговариваем их кушать. К тому же, много малышей, страдающих аллергией. Кому-то нельзя молочное, а кому-то - мясо. Наши повара готовят даже на воде. Раньше такого не было.
– Какие еще качества отличают прежних и нынешних детей?
– Раньше дети были спокойнее. Сейчас темп жизни ускорился, дети тоже стали более подвижными. Долго усидеть на одном месте не могут. Смелые, ничего не боятся. Их нужно постоянно чем-то заинтересовывать. Любят собирать различные конструкторы. Играем с ними в разные профессии, организуем сюжетные игры. Дошкольник сейчас - требовательный. И мы подстраиваемся под ребенка. Они более упрямы. «Побеждают» и своих родителей. У всех в руках смартфон. Персонажи мультфильмов теперь уже не такие спокойные, как раньше, а очень подвижные, активные.
В прежних детях было больше скромности и терпения. В современных больше злобы и агрессии. Толкают, тычут друг друга, отбирают игрушки. На их поведение влияет и общество. Люди перестали ходить друг к другу, душевно общаться. Не умеют прощать обиды, соседи судятся между собой. Все разговоры в семье потом повторяют и дети.
- Каким аспектам воспитания сейчас уделяется повышенное внимание в детских садах?
- С этого года все детские сады начали работать по единой федеральной программе. На первое место вышло патриотическое воспитание. Стараемся учить детей любить родину, город, родной язык, чтобы вырасти патриотом, ребенок должен в первую очередь любить свою семью.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев