Большие изменения переживают в последние 15-20 лет очень многие деревни России, в том числе Татарстана. Но, к сожалению, часть из них постепенно исчезает с лица земли.
Сойди на землю, это - жизнь
Деревня… Это слово ассоциируется с поросшим лапчаткой подворьем, душистой сиренью, земляничными лугами, студеными родниками, соловьиными трелями в зарослях...
Большие изменения переживают в последние 15-20 лет очень многие деревни России, в том числе Татарстана. Но, к сожалению, часть из них постепенно исчезает с лица земли.
Сойди на землю, это - жизнь
Деревня… Это слово ассоциируется с поросшим лапчаткой подворьем, душистой сиренью, земляничными лугами, студеными родниками, соловьиными трелями в зарослях кустарника, колодезным журавлем, скворечником на козырьке крыши сарая, словом, со сказочной красотой, особенной идиллией.
Деревня… При этом слове представляются прежние раскисшие от грязи деревенские улицы, поднимающийся по утрам и вечерам дым из печных труб, сельские женщины с коромыслами на плече, сенокос, заготовка дров, колорадский жук, прополка картофеля, хлев... Словом, жизнь селянина с ее нескончаемыми заботами.
Машина резко снизила скорость, прервав мое «плавание» в море размышлений, воспоминаний. Оказывается, наш четырехколесный «конь», разогнавшийся на полевой дороге за Дигитлями, доехал до зарослей деревьев. В том, что здесь когда-то было поле, убеждаешься, взглянув на молодые деревца. Очевидно, что по дороге между ними после дождя не проехать. Уже в пути небо над нами стало покрываться черными тучами. Вот поэтому решили поскорее управиться с делами в селе Покровское, куда выехали по редакционному заданию.
Рады дарам природы
Выехав из молодого леска, очень скоро повстречали двух женщин с полными грибов ведрами в руках и… трех коз. Оказывается, мать с дочерью - Валентина и Люба Калинины сегодня проживают в Чистополе. Тем не менее, много времени проводят в деревне. Свекор восемь лет назад ушел из жизни, не хотят, чтобы дом пустовал.
-С мужем оба на пенсии. Что делать в городе? Здесь природа, чистый воздух. Здесь есть все, чем земля одаривает людей. Вот в последние дни ходим по грибы. Вы поезжайте в деревню, муж должен быть дома. Мы с козами потихоньку придем, - говорит Валентина.
Действительно, ее супруга Александра мы застали дома. Он родился в этом селе. По его словам, в Покровском была семилетняя школа. Затем она осталась начальной. Получив начальное образование, Александр продолжил учебу, отправляясь за 12 километров в Омару.
-Сельскую детвору возили на лошадях. Жили в интернате. Родители забирали на выходные. Правда, многие ребята ездили на «лисапедах». Зимой шли на лыжах. После школы поехал в Чистополь, - вспоминает он свою молодость.
Александр не огорчается, что много времени проводит в деревне. Все лето собирали ягоды, грибы, насолили грибов в десятке разной по емкости посуде, наварили варенья, существенно пополняют запас продуктов и выращенные в огороде овощи.
-Три-четыре года назад протянули новую электролинию, сняв проблему с электричеством, ведь деревянные опоры прогнили, в зимние бураны, сильный ветер они валились, подача энергии прекращалась. Имею в виду мытарства энергетиков из-за бездорожья. А зимой в нашу деревню можно заехать только на «Буране».
Последние аборигены
Антонина Горшунова, собирающаяся в будущем году разменять седьмой десяток, родом из села Омары. Ей было десять лет, когда отца пригласили бакенщиком в Покровское. С 14 лет начала работать в колхозе. В хозяйстве вместе с Марией Тепниной, и сегодня проживающей в селе, все лето пасли около 1000 овец, зимой ухаживали за поголовьем. Моя собеседница по причине пошатнувшегося здоровья с 1975 года стала работать в сельской библиотеке вплоть до ее закрытия в 1982 году. Затем трудилась на ферме крупного рогатого скота Дигитлинской исправительной колонии №17. Заслуженный ветеран труда, почетный донор России. Она многое знает об истории села.
-Оно сначала называлась Пеньково. После строительства в середине девятнадцатого века на средства елабужского купца Стахеева Покрово-Богородицкой церкви за ним закрепилось название Покровское. В свое время жизнь в нем бурлила. На полях колхоза «Рассвет» (вскоре он объединился с совхозом «Якинский»), наливались колосья хлебов, не умолкал гул тракторов, комбайнов. В селе имелись животноводческие, птицеводческие фермы, лошади. Они обеспечивали селян рабочими местами. Прежде в семилетней школе, кроме наших, сельских, учились и дети из Вандовки, Никольского и Отарного (позднее два последних села прекратили существование. - авт.). Образовательное учреждение находилось недалеко от кладбища. В тех местах были и дома. (Кладбище расположено примерно в километре от той части, где сегодня проживают пять человек. - авт.). Позднее дети, получив начальное образование в сельской школе, продолжали учебу в Омаре. Магазин обеспечивал селян товарами повседневного спроса. Период перестройки стал одной из причин вымирания села, - говорит Антонина Горшунова.
Правда, процесс исчезновение деревень связан и с большими стройками в стране. Вспомните, в семидесятые годы прошлого века, когда начали выдавать на руки паспорта, вся молодежь старалась уехать из деревень. Не обошло это и Покровское. В итоге в селе исчезли фермы, закрылась школа, не работает магазин, не пашутся окрестные поля, они поросли молодыми березками. Имевшие возможность уехать поспешили оставить село, остались жить только старики. Если в 1992 году проживало 68 человек, то сегодня - только пятеро. Да и те уже в возрасте. К сожалению, после закрытия Дигитлинской фермы прекратилась подача воды в Покровское. Сегодня они вынуждены брать воду из речки.
-Она, наверное, грязная? - спрашиваю у бабушки Антонины.
-Мы живем на лоне природы. Дно речки песчаное, вода чистейшая.
-Не все время проводите в деревне?
-Нет, конечно. Выбираемся в Мамадыш. Словом, выезжая куда-то из деревни, стараемся пополнить запас продуктов. Приезжает в гости дочь. У меня два внука и две правнучки. Летом они резвятся у дома.
-Не случается перебоев в доставке пенсии? Магазина тоже нет...
-Пенсию привозят из Омары. Заранее связываемся с тем, кто ее доставит и заказываем продукты. Зимой разносчику почты приходится нанимать «Буран».
-Праздники, видимо, уже давно забыты?
-Нет, к счастью. Нынче Новый год встретили с подругой Марией, Владимиром Уткиным, который в деревне живет уже больше 20 лет. Не пропускаем и религиозные праздники.
-Живете далеко друг от друга, общаетесь часто?
-Зимой снега бывает поверх забора. Все же нахожу возможность навестить Марию, она - меня. Постоянно связываемся по мобильному телефону.
Односельчанка Антонины Горшуновой - Мария Тепнина родилась в Покровском. К сожалению, не обзавелась семьей. Сегодня она живет в доме родственника. Свой дом у нее сгорел в пожаре четыре года назад. Кстати, бабушка Антонина тоже живет сегодня в другом доме. Ее дом также сгорел. 73-летняя бабушка Мария держит с десяток коз, кур. Еще один наш знакомый Владимир Уткин в 1992-1995 годах отбывал наказание в Дигитлинской колонии. А потом его пустила в дом одна старушка в Покровском. На будущий год Владимиру исполнится 65 лет. Сегодня он рассчитывает на помощь Якинского сельского поселения в оформлении своей пенсии.
Заключение
Живем в ХХI веке, но еще не перевелись деревни, мучающиеся без газа, воды, от бездорожья. Уже давно не появляются новые деревни, самым молодым из них уже не менее ста лет. Тем не менее, этого времени не хватило стране, государству, чтобы создать селянам удобные условия. В городе на каждом шагу открываются супермаркеты, но мы считаем, что до магазина в десяти шагах идти далеко, предпочитаем тот, что под боком. А в это время старики по грязи, снежным сугробам идут за десять километров пешком за солью, мукой, сахаром... Невообразимая дикость…
Текст и фото Николая Михайлова
Нет комментариев