Кама и Вятка скучают по плотам
В следующем году предприятие отметило бы свое 100-летие. Речь идет о знаменитом на весь Союз Сокольском рейде. К сожалению, в конце 90-х годов прошлого века он прекратил свое существование.
Первые шаги рейда
В 1923 году по решению советского правительства в селе был организован Сокольский сплавной рейд. Работы велись вручную, объемы сплава древесины определялись 200-350 тысячами кубометров в год. К 1931 году на рейде появились сплоточные машины «Кондрат Максимов» и катера. Древесина, до 1 200 000 кубометров в год, доставлялась плотами в города, расположенные на Волге, в результате чего были обеспечены Донбасс – крепежом, рыбная промышленность Каспия – тарой, крупные промышленные центры – дровами.
Дружная работа и трудовые успехи коллектива Сокольского рейда с 1935 года освещалась в прессе, издавались газеты «Сокольский сплавщик», «Водный транспорт». Развивалась инфраструктура села: в 1936 году были построены двухэтажная школа, больница, почта, новые жилые дома для рабочих.
Эхо войны
В период Великой Отечественной войны большая часть высококвалифицированных сплавщиков ушла на фронт, на их место встали женщины и подростки – члены их семей. В тяжелых условиях все работали для фронта, для Победы. Не было в поселении семьи, которой не коснулась война.
В военные годы в Соколке был организован интернат для эвакуированных ленинградских детей. В ноябре 1941 года в Соколку прибыли 300 человек из Ленинграда, Мурманска и других северных городов. Малышей привезли на крытой утепленной машине, детей постарше, учителей, воспитателей – на подводах, разместили в отапливаемых бараках, одевали и кормили, чем могли. Начальник рейда Новоселов, начальник лесосплава Суханов оказывали эвакуированным посильную помощь.
Вклад в восстановление страны
Наступил долгожданный День Победы. После тяжелых потрясений, еще оплакивая погибших, советский народ с великим энтузиазмом приступил к мирному строительству. Восстанавливались разрушенные заводы и фабрики, строились города. Для этого народному хозяйству требовались строительная древесина, дрова. Сокольский рейд вносил свою лепту в общенародное дело восстановления страны. Промышленность обеспечила сплавщиков новыми механизмами и машинами. Работа на рейде кипела круглый год. Весной, во время ледохода все село выходило на берег. Радовались началу навигации на реке, началу работы. До осени трудилась река, трудились и люди, а зимой начиналась работа по ремонту техники. Жизнь постепенно налаживалась, входила в привычное русло. Люди, истосковавшись по мирному труду, занимались хозяйством, растили детей. В Соколке построили кирпичный хлебозавод. Запах и вкус хлеба, испеченного в нем, взрослые помнят и сегодня. Приходящие на рейд суда увозили его с собой.
К 1957 году объем сплава достиг 2 млн. кубометров в год. В Соколку, на работу, потянулись жители соседних деревень, население росло, было принято решение строить новые дома, осваивать новые территории. Так, в 1961 году в Соколке появился новый поселок «Целина», был построен пионерский лагерь «Кама», в поселке «Закамский» заработал лесоцех, были отстроены клуб и начальная школа.
Взгляд на 80-е годы
В это время в Соколке функционировали два детских сада, школа, 14 магазинов, порт, роддом, больница, пилорама, рация, коммутатор, два кинозала (на базе ДК и в клубе), столовая, библиотека, клуб, почта, дом бытовых услуг, располагалась единственная в районе парашютная вышка. Через Сокольский рейд шла древесина с рек Белая, Вятка, Кама вниз по Волге по всей стране.
Посещение Фурцевой,
в связи с юбилеем
В 1967 году к 45-летию основания рейда, по реке было отправлено 7,6 млн. кубометров древесины. Партия и правительство по заслугам оценили ударный труд сокольчан, рейду было вручено Красное Знамя треста «Волголесосплав» и волжских обкомов профсоюзов. Для вручения Знамени в Соколку прибыла Екатерина Алексеевна Фурцева.
Последнее дыхание предприятия
Восьмидесятые годы сменили девяностые. В стране началась перестройка. В результате коренных преобразований в стране Сокольский рейд прекратил свое существование. Из-за закрытия рейда рабочих мест не остается, люди начинают переезжать в разные города страны. Но они не забывают родную деревню: приезжают в гости, помогают родным, селу.
Когда-то был и флот
В послевоенное время в Соколке развивался и гражданский флот. Была построена пристань. Четыре причала ежедневно принимали гражданские, военные, грузовые суда, имелся местный флот. По Каме шли пароходы «Ом», скоростные пассажирские суда типа «Ракета», «Метеор», грузовые суда. Через пристань переправлялось большое количество грузов. По Вятке в Соколку малыми судами доставлялся лесоматериал. В порту их с помощью кранов перекладывали на суда с большей грузоподъемностью. Из-за того, что река мелководна, суда из Волги не могли в нее входить. Задачей порта была доставка плотов к месту назначения с помощью больших теплоходов и барж. В месяц поставлялось около одного миллиона кубометров древесины. В это время по реке перевозились продовольствие, каменный уголь, удобрения.
На пристани царила большая оживленность. Из села по реке можно было добраться до Москвы, Астрахани, Перми, Уфы, Кирова на двухпалубных пароходах “Украина”, речном транспорте “Ракета”, “Метеор”, “Заря”. В Соколке работали диспетчерские пункты Камского, Вятского и Волжского пароходств.
Это надо знать
Соколка - это село, которое подарило стране героя Советского Союза Михаила Андреевича Просвирнина. Родился он в 1912 году в крестьянской семье. Окончил начальную школу. Значительная часть его жизни связана с лесом. В 1931 году начал работать десятником в конторе “Татлесосплав” в Казани. А уже с апреля 1939 года и до призыва на военную службу исполнял обязанности помощника лесничего по заготовкам леса Сокольского лесопункта. В апреле 1941 года был призван в ряды Красной Армии. В 1944 году за проявленный героизм был удостоен звания Героя Советского Союза. На родину он вернулся в 1946 году. Более года возглавлял Сокольский сельсовет. Еще год там же исполнял обязанности начальника военно-учетного стола. С марта 1949 года начал работать агентом Сокольского участка Мамадышского районного управления заготовок СССР. С 1950 по 1957 годы Михаил Андреевич работал в разных уголках страны. В 1957 году он окончательно вернулся на родину и до последних дней его жизнь была связана с рейдом на Соколке. Здесь он занимал различные должности.
При подготовке статьи были использованы архивные материалы Сокольской средней школы и Мамадышского краеведческого музея.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев