Как Мамадышские педагоги воспитывают в учащихся веротерпимость и толерантность
«Мои ученики знают, что толерантность - это терпимость, уважение к культуре, обычаям и вероисповеданию других народов», - Лидия Пасыева, учитель истории Усалинской средней школы
В нашей школе учатся в основном татары, исповедующие ислам. Я говорю им: «Верите ли вы, что ислам – лучшая и самая правильная религия?». В ответ, конечно же, слышу: «Да!». После этого я говорю: "И моя религия такая же!».
Да, они знают, что я – кряшенка, и что моя религия - православие. Согласны они и с тем, что для каждого дорога и ценна своя вера.
Еще я им объясняю, что слово «тэре» (крест) взято из слова «Тэнгре», что оно на русском означает не понятие «крест» (отражает распятие), а «икона». Объясняю, что употребление слов «тэре» в плохом смысле и ругательного «чукынчык» (прямое значение «крещеный») сводятся к оскорблению чувств православных. Говорю, что грех лежит прежде всего на том, кто такое произносит.
Что касается примеров... У меня их много из жизни, так как я выросла в Усалях... Наши соседские бабушки - Гульбика, Шамсегалям, Шаргия, Зулейха, Гайнижамал- с удовольствием угощались мамиными блюдами, пили чай с молоком нашей коровы. Мы жили такой дружной жизнью, не задумывались даже, какой веры наши соседи, до сих пор с трепетом вспоминаем ту пору. Помню, что мама шила этим бабушкам татарские платья, передники. В Усалях проживало много кряшен.
Я знала и помню некоторых жителей со следующими фамилиями: Федоровы, Петровы, Кольцовы, Петковы, Яковлевы. Эти люди были назначены в наше село для работы на различных руководящих должностях. Такие учителя, как: Черновы, Нестеровы, Маркеловы, Егоровы, Петровы, Тупаевы, Пасыевы, Алексеевы жили в Усалях и учили сельских детей.
Здесь и сегодня живут кряшенские семьи. Если вспомнить всех тех, кто прожил в селе за несколько лет, то список получился бы длинный. Но я никогда в истории Усалей не слышала о каких-либо случаях, которые возникали бы на религиозной почве. На сельском кладбище похоронены и жители-кряшены.
Не было такой фразы, что «он кряшен, не положено хоронить на нашем кладбище». «Лоно земли везде одинаково", - говорят усалинцы. Еще один пример толерантности - это Гильметдин Зиятдинов, долгие годы занимавший должность муллы нашего села.
Он постоянно говорил: «Бог един, ведь не значит, что он у вас один, а у нас другой». Меня, как соседку, всегда звал на проводимые мусульманские обряды, выделял и жертвенное мясо в Курбан-байрам, говорил: «Прими, доченька, читая свои молитвы». Он был очень мудрым и образованным муллой. Царствие ему небесное! Таковы сейчас и его дети.
В Усалях есть улица под названием «Кряшенская». Но не из-за того, что там проживало много кряшен, а потому что пешие жители через эту улицу ходили в соседнее кряшенское село Владимирово. При наименовании сельских улиц, я думала, что ее назовут «Владимировской», но улица стала носить название «Татарстан». Это в честь республики и уже исчезнувшего одноименного села, находившегося тогда на значительном расстоянии от Владимирова. Село Татарстан когда-то основали усалинцы.
Начало моей статьи было о терпимости к людям других вероисповеданий и национальностей... В истории нашего села есть еще примеры толерантности. В старину это было большое село «Оч ойле» (прежнее название села Усали) с шумными базарами. Сюда приезжали торговать и из соседних сел.
Вот какие воспоминания хранят жители:
Из Владимирова на базар торговать приезжали кряшены - отец с сыном. Однажды сын Ивана Николай закурил. Отец его тотчас же отругал: «Убери папиросу, пока люди не увидели! У татар сейчас пост!». Это же означает выражение уважения к другим.
Тетя Матрена из села Кулущи продавала яйца на рынке. Каждое из них были аккуратно завернуто в книжные страницы для сохранности. Кряшенка, которая не умела ни читать, ни писать, даже и не догадывалась, что это были страницы священной книги с арабским шрифтом. Но жители Усалей не стали устраивать по этому поводу скандал. Живущая неподалеку от рынка сельчанка привела тихонько эту тетю к себе домой и взамен ее бумаг дала газеты, чтобы заново упаковать яйца...Об этом рассказал мой учитель Иргаш Хусаинов...
Можно привести немало примеров, как народы и представители разных конфессий нашей республики живут в мире, согласии и взаимопонимании. Тем не менее, считаю, что именно местные примеры оказывают на детей большее влияние, и тема толерантности становится более понятной для них.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев