Как Лжедмитрий I мамадышские земли пожаловал
Продолжаем публикацию исторических исследований о происхождении города Мамадыш. Основанные на архивных документах, они вызовут интерес своей новизной.
Как Лжедмитрий I мамадышские земли пожаловал
Начало XVII века. В стране наступило Смутное время. Беглый чернец Чудова монастыря Гришка, в миру носивший имя Юрий Отрепьев, объявил себя царевичем Дмитрием - сыном царя Ивана IV Васильевича Грозного, якобы спасшимся от подосланных Борисом Годуновым убийц. В июне 1605 года Отрепьев занял «отеческий» престол под именем Дмитрия Ивановича. Почти всё население России признало его царем. Начальство Свияжского Богородицкого монастыря не замедлило изъявить покорность и обратилось к новому царю с просьбой о пожаловании мамадышской пустоши себе в оброк.
В 1605 году признанный впоследствии официальной историографией самозванцем Лжедмитрий I, идя навстречу пожеланиям монастыря, заручаясь таким образом необходимой поддержкой со стороны крупного землевладельца, пожаловал ему мамадышскую пустошь в оброк с оплатой в казну за пользование ею по 5 рублей в год. Жалованную грамоту на Мамадыш подготовил думный дьяк Казанского дворца Богдан Сутупов, переметнувшийся до этого от царя Федора Борисовича Годунова к Лжедмитрию I. На этой должности старый царедворец Сутупов находился с 22 октября 1605 по 16 февраля 1606 года. После свержения и убийства Лжедмитрия I архимандрит монастыря Сергий решил, что новая власть не откажет ему в переводе оброчных мамадышских земель в вотчину. Пришедший к власти царь Василий Шуйский понимал, что поддержка его слабой власти со стороны богатого и влиятельного монастыря не помешает. Не заботясь о том, что пустошь оказалась у монастыря с помощью самозванца Лжедмитрия I, 13 июля 1606 года Василий IV подписывает грамоту о передаче мамадышской пустоши с прилегающими угодьями монастырю в вотчину. В следующем, 1607 году, чиновник Казанского приказа Богдан Брехов сын Онучин провел межевание мамадышских земель. В последующем пустошь усиленно заселялась монастырем крестьянами, бежавшими в основном из вятских, частью из нижегородских и центральных земель. Заманивали их возможностью платить меньше, устанавливая льготы – 10-летний период, когда не нужно было платить оброк, да и свободы больше. Кроме того, монастырь обеспечивал безопасность своих поселенцев.
От пустоши – до города
Стадии развития Мамадыша, как населенного пункта, из пустоши в село заняли около 20 лет. Итак, первоначальное состояние Мамадыша на 1605 год – это пустошь, то есть незаселенный участок земли самой разнообразной величины, представляющий нечто целое или в силу природных условий, или потому, что ранее представляло владение одного селения (при подвижности населения, вследствие экономических и социальных условий XVI века и более ранних веков опустение селений случалось часто).
Следующий этап развития – усадище, что означает оседлость, то есть наличие двора помещика (вотчинника) среди деревни. Сведения об этом имеются в межевой книге 1607 года: «к той пустоши было из изстари по тяглу усадища Мамадышо». Здесь следует отметить, что при наличии двора вотчинника (в нашем случае – Свияжского Богородицкого монастыря) в Мамадыше уже имелись один или пара-тройка крестьянских дворов. Некоторое уточнение по статусу населенного пункта и примерному количеству крестьянских дворов указано в описи Свияжского Богородицкого монастыря 1614 года, где Мамадыш, в котором для будущих поселенцев уже построена церковь, назван починком (селение с одним только двором):
Да в Казанском уезде на реке на Вятке, да на речке на Вошме, починок на пустоше Мамадышеве, а в нем храм Живоначальные Троицы
К 1617 году в Мамадыше количество крестьянских дворов увеличивается, и он превращается в сельцо. Так, в Памяти архимандриту Свияжского Богородицкого монастыря Корнилию с братьею о построении острожка в сельце Мамадышах в защиту от нагайцев написано: «дано де им Государево жалованье в Казанском уезде на реке Вятке, близко Камы реки в вотчину сельцо Мамадыш». Сельцо – это двор помещика или вотчинника, расположенный отдельно от тянущейся к нему деревни, то есть деревня и двор вотчинника находятся на некотором расстоянии друг от друга.
К 1623 году Мамадыш разрастается за счет вновь прибывших крестьян и превратившись в село. Эти сведения имеются в Ввозной грамоте, данной казанским воеводой Н.И. Одоевским «с товарищи» служилому татарину Емею Хозяшеву на перевоз и кабак через реку Каму: «И о том перевозе и о кабацком месте били челом государю Свияжского Богородицкого монастыря архимандрит Корнилей з братьею, что то место — их монастырское, села Мамадыша». Село – это населенный пункт, имеющий церковь. Таким образом, следует сделать вывод, что крестьянские дворы подошли непосредственно к вотчинному двору, рядом с которым находилась церковь, образовав единый населенный пункт. В категории села Мамадыш находился вплоть до 1781 года, когда Екатериной II он был переименован в город.
Евгений Потеряхин, Владимир Лесников. Село Пестрецы – Краснодар – Мамадыш.
изображение
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев