Исторические кадры: как строили мост через Вятку
Сегодня перед нами старые фотоснимки из краеведческого музея, запечатлевшие строительство моста через Вятку на трассе М7.
Мост через реку Вятку является частью федеральной автомобильной трассы М7 «Волга». Он вступил в строй в 1976 году. В 2005 году Федеральным дорожным агентством принимается решение о реконструкции моста. В сентябре 2011 года запущена первая очередь объекта. Вторая очередь моста была построена за очень короткое время. Он выполнен обществом ОАО «Волгомост». Сооружения протяженностью 650,8 м реконструированы в рамках федеральной программы. Его дорожная категория - I-Б с двумя полосами движения.
Слева направо: Ю.Федькин - бригадир монтажников, Н.Илларионов - руководитель звена, М.Дрянин - старший прораб, кавалер ордена Ленина. Конец 70-х годов прошлого века
«Как обходились без моста через Вятку?»
Алия Байкеева:
Как этого моста не хватало! Особенно во время студенчества. Летом еще куда ни шло - то паром, то судно, прозванное в народе «калошей». Хорошо, если на пароме подвернется попутка, следующая до Елабуги, это было огромным счастьем. Зимой добирались пешком до Бессонихи. В поте лица пробираешься через Вятку, затем зябнешь в ожидании автобуса из Елабуги. Даже перебирались через реку по талой воде поверх льда.
Таслима Шарипова:
Мне тоже приходилось ездить в Нижнекамск на пароме. В то время и челнинского моста еще не было. Там тоже перебирались на пароме. Прежде на Вятке по расписанию ходил разный водный транспорт. Я всю жизнь работала на стройке штукатуром-маляром. Подруги из организации РСУ БОН рассказывали, как ездили красить мост. Сейчас их уже нет в живых. Знаю, что и живший по соседству в пятиэтажном доме Рифат абый Марсин работал там крановщиком, его тоже нет с нами. Были времена. Теперь, проезжая на машине по мосту, любуюсь Вяткой. Даже не верится, что такое было.
Воспоминания деда
Члены передовой бригады монтажников под руководством Юрия Федькина. 70-е годы прошлого века.
Письмо в редакцию жителя Мамадыша Константина Брызгалова:
Нам с моим братом Данилом о строительстве этого моста рассказывал мой дед Владимир Иванович Брызгалов, показывал его нам, когда мы ездили на рыбалку. Он работал на строительстве моста с 1 июня 1972 года. Сначала его строила мостостроительная организация №492, а в 1974 году их перевели в мостоотряд №3. Еще через полгода объект передали мостоотряду №22 из Рязани. Мой дед был газоэлектросварщиком шестого разряда. Работы велись в три смены круглый год. Сварщики закреплялись монтажными поясами за арматуру, за опоры, чтобы не упасть в реку. По рассказу дедушки, не осталось ни одной опоры, пролета и перекрытия, которых бы он не касался электродом. Руководители строительства моста Вадим Дмитриевич Александров, Иван Иванович Дрянин, Юрис Писанов объявляли деду благодарности за добросовестную работу. Первые машины по мосту начали ходить в 1978 году, а дед работал там еще до 1980 года.
Мост, соединивший два берега.
Отложенное торжество
В музее «КамАЗа» хранится номер газеты «Советская Татария» за 28 декабря 1976 года. В нем написано, как рабочая комиссия принимала мост накануне праздника Великого Октября. Мост проверили на прогиб, запустив грузовые машины, скреперы. Он прогнулся на 8 сантиметров вместо предусмотренных проектом 11. Оказалось, что на нем не был положен асфальт с гидроизоляцией, не проложен тротуар. В результате комиссия не подписала акт приемки моста. Первая очередь «КамАЗа» была принята без моста через Вятку. Это событие осветил Биктимир Мурясов в своей книге «Набережные Челны - моя судьба». В том же музее в номере газеты «Известия» за 11 января 1977 года есть новость о торжественном открытии моста в январе.
Строительство моста. 1974 год
Под песни Олега Газманова
Мамадышцы хорошо помнят торжество открытия второй очереди моста через Вятку в 2013 году. Участвовавший в мероприятии Президент РТ Рустам Минниханов выразил глубокую благодарность руководителю Федерального дорожного агентства Роману Старовойту, проектировщикам, строителям и людям, финансировавшим мост. «Все сделано с душой и качественно», - подчеркнул он. В целях проверки прочности моста через него прошла колонна техники во главе с Президентом. Кроме подарков, дорожников ждал музыкальный подарок - для них выступил популярный российский певец Олег Газманов. Он вышел на сцену в каске и рабочей спецовке, исполнил свои известные песни.
Торжественное открытие второй очереди моста через Вятку в 2013 году. Фото из архива редакции.
Ждем мост через Каму
В этом году начнется строительство долгожданной части федеральной трассы М7 «Волга» в обход Нижнекамска и Набережных Челнов. Самая ценная часть новой дороги - мост через Каму протяженностью 1,6 км и стоимостью 13 миллиардов рублей. Проект проходит проверку уже с 2014 года. Мост сначала должен был быть возле населенного пункта Соколка. К сожалению, начальные планы, маршрут дорожников изменились. Новый мост окончательно будет возле Котловки. Заказчик строительства - государственная компания ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», обещает, что по новой трассе мы сможем ездить с октября 2024 года.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев