Семык по-мамадышски или как друзья-марийцы начали лето
В прошлую субботу с раннего утра деревня Большая Шия приняла праздничный облик. Здесь отметили один из самых красивых традиционных праздников марийского народа - Семык.
-Семык имеет многовековую историю. Его отмечают в честь завершения весенне-полевых работ, тем самым открывая летний праздничный календарь. И повелось это еще с язычества. Как оказалось, среди жителей деревни Гришкино, есть те, кто хранят языческую культуру по сей день. В святой роще они регулярно проводят обряд жертвоприношения. Этот год не стал исключением. А марийцы Большой Шии и Каргали – православные. Поэтому здесь праздник имеет религиозный оттенок. Семык начинается через семь недель после Пасхи и заканчивается в воскресенье в Троицу. Главная цель праздника - поминовение усопших и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту, - рассказывает один из уважаемых жителей деревни, ветеран образования Александр Якимов.
До начала праздника, пообщались с некоторыми гостями, которые постепенно заполняли площадь возле сельского клуба.
-Сегодня у нас поминальная суббота. С раннего утра, в память о родных, ушедших в мир иной, зажигаем свечи. Рядом ставим стакан чая, мед, выпечку, вареные яйца, два вида колбас, ложку. Прочитав молитвы, пробуем яства, - рассказал Василий Спиридонов.
Елизавета Билякова вместе с семьей приехала на праздник из Йошкар-Олы.
-Очень обрадовалась, когда родные сообщили о проведении Семыка и пригласили в деревню. Его праздновали и в нашу молодость. Но в те времена религия была притесненной, поэтому и гулянья были иными. Думаю, тогда только бабушки и дедушки в своих домах проводили его подобающе. Для большинства же он был похож на Сабантуй. Сегодня, конечно, его организуют по всем правилам, - поделилась женщина.
В отличие от Сабантуя, в Семыке нет конных скачек и национальной борьбы. Все остальные соревнования могут проводиться. Что касается песен и плясок, Семык ими даже богаче.
Двадцать два года назад мне посчастливилось побывать на празднике Семык, который проходил возле деревни Каргали. Участвовали там и гости из марийских деревень других районов Татарстана. Многое тогда узнал об обрядах, которые проводили на этом празднике до октябрьской революции. В те времена девушки плели венки из цветков, приходили на берег реки и опускали их в воду. По тому, как венок остановится возле берега, гадали о своем замужестве. Если остановится быстро – значит, скоро замуж.
У входа на майдан гостей встречали девушки с марийскими блюдами: коман мелной и квасом. Коман мелна – блинчик, завернутый в несколько слоев (наподобие татарского дучмака). Его обычно готовили на Уярню – Масленицу. И сейчас гостей Семыка встречают этими блинами. Для тех, кто не пробовал – блюдо очень сытное и вкусное.
Перед сельским клубом расположилась экспозиция, передающая быт марийского народа. Марийцы, как татары и кряшены, мастера по вышиванию наволочек, оконных занавесок, полотенец, тканию паласов. Рукоделие придало выставке особый национальный колорит.
Как только начался праздник, воспитанники детского сада с воспитателями, школьники с учителями наряду с коллективами фольклорных ансамблей Большой Шии и Гришкино поприветствовали гостей на майдане. Выступления детсадовцев и учеников в национальных костюмах порадовали зрителей. Затем ведущие ознакомили всех с марийскими праздниками и обрядами.
В конце года – около 22 декабря, в честь самого короткого дня и самой длинной ночи отмечается Шорык ел. Его празднуют в новолуние. Ряженые дед Василий и его старуха ходят по домам, интересуются, чем занимались в течение года хозяева, как учились их дети. Каждая семья старается угодить гостям. Считается, что деда Василия и старуху злить нельзя. На сцене воспроизвели это народное предание.
Масленица у марийцев называется Уярня. Ее проводят через 40 дней после Шорык ел. В этот день готовят неповторимое национальное блюдо – коман мелна. Второе название масленицы - Сырная неделя. Это последние семь дней перед началом Великого поста в честь Пасхи. В это время парни и девушки собираются вместе и играют в различные игры.
Праздничные поздравления жителям деревни адресовали заместитель по социальным вопросам исполкома муниципального района Вадим Никитин и директор Большешиинской школы, председатель марийской автономии Мамадышского района Лидия Баймурзина. После поднятия праздничного флага, стартовал калейдоскоп игр. Бежали с наполненными водой ведрами и коромыслом, носили яйца в ложках, бегали в мешках, срезали веревки с игрушками.
Украшением праздника и на этот раз стали соревнования семей. Участие приняли Зайцевы, Сабировы и Касимовы. Сначала команды презентовали себя, далее сорвеновались в угадывании названий вещей, которые в давние времена были в обиходе у народа, показывали мастерство в песнях и танцах. Мерялись силами в распилывании дров. Победителями стали Елена и Анатолий Зайцевы. Всем трем семьям вручили ценные памятные подарки.
Иногда сюрпризы природы поистине удивляют. Большая часть прошлой недели выдалась довольно холодной. В некоторых деревнях были и заморозки. А в субботу с утра погода прояснилась и солнце стало греть. Словно Мать Земля сделала это в честь Семыка! Недаром марийский народ считает Семык предвестником лета...
Некоторые обряды, связанные с Семыком:
Ночь со среды до дня четверга считалась временем для избавления от нечистой силы. Хозяева домов в этот день жгли костры, извлекали звуки из различных предметов, не оставляли жилье без присмотра. Молодежь в эту ночь совершала всякие проделки: закрывала печные трубы, опрокидывала бочки воды в банях. Веселье продолжалось в долине на берегу речки, до самого утра. Девушки собирали букеты цветов на лугу. В субботу или воскресенье праздник завершался.
Народные приметы:
-На Семык ясно – уродятся овощи;
-Если после Семыка красить нитку, будет град;
-После Семыка ничего садить нельзя, не уродится;
-До праздника Семык нельзя ходить без головного убора, голова будет болеть.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев