Марийцы составляют 1,4 процента жителей Мамадышского района, удмурты - 1,3. В братской семье народов района они - близкие друзья, словно родные.
Легенды таят загадки
Как-то раз в деревне Пойкино задали вопрос учителю физики Кляушской школы Виктору Шахтину: «Кругом татарские деревни, откуда взялся здесь ваш народ?» Он, не задумываясь, шутливо ответил:...
Марийцы составляют 1,4 процента жителей Мамадышского района, удмурты - 1,3. В братской семье народов района они - близкие друзья, словно родные.
Легенды таят загадки
Как-то раз в деревне Пойкино задали вопрос учителю физики Кляушской школы Виктору Шахтину: «Кругом татарские деревни, откуда взялся здесь ваш народ?» Он, не задумываясь, шутливо ответил: «Может быть, стоит спросить, как появились тут татары?». Действительно, если покопаться в истории, можно обнаружить удивительные факты. В первом тысячелетии до нашей эры берега рек Кама, Вятка населяли в древности финно-угорские племена - предки современных марийцев и удмуртов. В подтверждение их проживания и в мамадышских краях сохранились места городищ Мамадыш, Секинесь, Красный исток. А в нашу эру с началом великого переселения народов здесь обосновались удмурты. После образования Волжско-Булгарского государства начинается их слияние с другими переселившимися народами, обращение в мусульманство. Об этом рассказала и Юлия Пичугина, работавшая заведующей Новоучинской начальной школой. Вероятно, многие слышали о большой старинной деревне Удмуртский Сарамаг Кизнерского района Республики Удмуртия. Во время ревизии 1710 года она была названа Сарамаг-Пельга. То есть ее основал человек по имени Сарамаг из рода Пельга. Как гласят легенды, основавший деревню Пойкино Пельга тоже переселился на правый берег Вятки из тех краев. На горе, где размещается сегодня Пойкинский Дом культуры, был его дом. Он погиб, сорвавшись с яра, на котором жил сам. Говорят, что и название Пойкино идет от имени того старика. А старожилы-татары в этой округе все еще называют деревню Пуйкэ. Академик Марсель Ахметзянов связывает его с родом Золотоордынского мурзы Кара бека. А гора по сей день считается среди местных удмуртов священной. Здесь не собирают ягоды и даже сухие ветви деревьев на дрова. Под горой пробивается святой родник. Говорят, что его вода исцеляет от многих недугов. Старики в этих местах издавна оставляли медные монеты. «Еще в детстве во время игр мне довелось найти несколько медяков. В то время я внезапно заболел. Мама пыталась вылечить, кому только не показывала, но безуспешно. В моей одежде во время стирки нашла те деньги. Мне пришлось все объяснить. Мать наказала отнести их обратно. Только тогда я выздоровел», - поведал Виктор Шахтин.
В деревне есть несколько священных для удмуртов мест. На берегу речки я натолкнулся на вырванное с корнями толстое дерево с отслоившейся корой, обломанными ветвями. В его ствол были вбиты коса, напильник, гвозди, серп, повязаны ленты. Оно тоже считается священным. Говорят также, что на горе между деревнями Нижний Шандер и Пойкино было священное место, где удмурты проводили обряды жертвоприношения животных. Сейчас уже этот обряд не соблюдается.
Два соседа - как родные
Сегодня в Пойкино единой, братской семьей, помогая друг другу, живут удмурты и татары. Вероятно, удмуртам, проживающим далеко от деревень, населенных их соплеменниками, труднее сохранять свои обряды и обычаи. Удмуртские деревни нашего района - Нижняя Уча и Новая Уча расположены в двадцати километрах от них. Хотя Мамадышский район граничит с Удмуртией, удмуртские населенные пункты на противоположной стороне Вятки находятся еще дальше. Демографический застой, начавшийся в стране, не обошел и их. Еще десять лет назад в Пойкинской начальной школе в трех классах учились более двадцати детей. Сегодня четыре класса посещают восемь учеников, трое из них - татары. «Удмуртским детям родной язык преподается четыре часа в неделю», - говорит учитель Венера Калимуллина. Учебными пособиями обеспечивает отдел образования района. В последние десять лет в республике в данном направлении делается очень многое. В библиотеки завозится художественная литература на удмуртском, марийском, и других языках, выписываются газеты, журналы. На переменах, классных мероприятиях, во время детских игр учителя широко используют местный фольклор, разъясняют суть национальных обрядов, стараются проводить их среди учеников. «Благодаря этому они не только воспитываются в духе национальных традиций, но и познают историю своей национальности», - говорит заведующая школой Ирина Шахтина. Затем пойкинские дети продолжают учебу в Кляушской русской школе. Сегодня там обучаются более двадцати детей из этой деревни.
Обычным явлением здесь считаются смешанные браки татар и удмуртов, русских, представителей других народностей. Такие семьи стараются придерживаться обрядов и обычаев обеих национальностей. Конечно, татары любят Cабантуй, удмурты - Гырон Быдтон. Удмурты прекрасно говорят на татарском и русском языках.
Каждый татарин, выросший в деревне, хорошо знает, что раньше весной дети ходили по домам и собирали яйца, которые катали в поле. Христиане собирают яйца на Пасху. Существует у удмуртов с древних времен и обряд Гырон Быдтон. В этот праздник дети тоже собирали яйца, с пожеланиями хорошего урожая хлеба катали их по борозде. На Пасху парни на околице деревни вешали качели и с наступлением вечера там по очереди качались, играли в разные игры, пели песни про весну, плясали А днем дети старались подражать играм взрослых. Молодежь сейчас собирается в Доме культуры. В прежние времена у каждой группы было коллективное место сбора «шудонпол». Там проводились и разные игры. Совсем как на татарских посиделках «Аулак ой».
Горжусь, брат!
Среди выходцев из Пойкино немало видных людей. Уроженец деревни Иван Александров служил на крейсере «Аврора», давшем залп из орудий по Зимнему дворцу в Петербурге в октябре (ноябре по новому стилю) 1917 года. Сын Зои Федоровой, отдавшей всю жизнь обучению и воспитанию сельских детей, Евгений Никитин - доктор медицинских наук, профессор. Приезжая в гости из Ижевска, он ставит диагноз больным односельчанам, рекомендует способы лечения. Родившийся в Пойкино легендарный тренер Зиннат Ракеев воспитал несколько десятков мастеров спорта СССР и России по лыжам. Ильдус Валиев выполняет обязанности начальника отдела Минсельхозпрода РТ.
В 1989 году в деревне был создан фольклорный ансамбль «Италмас» (руководитель - Елена Иванова). В нем - более десяти человек. Они активно участвуют в районных и республиканских мероприятиях, вносят вклад в возрождение и донесение до молодого поколения национальных обрядов. Репертуар ансамбля богатый: старинные народные песни, удмуртские танцы, частушки и современные песни, в том числе и русские, татарские.
В народе удмуртов называют «ар»ами. Оказывается, «ар» означает «настоящий человек». (Есть приставка «ар» и в слове «татар».) Поистине настоящими людьми проявляют себя удмурты, проживающие в нашем районе. Они трудятся в животноводстве и земледелии, составляют основную рабочую силу в отделении «Родина» агрофирмы «Таканыш», отделении «Вятка» агрофирмы «Нократ». Мамадышцам хорошо известны прославленные комбайнеры Шахтины из Пойкино и многие другие.
МИННЕВАРИС МИНГАЛИЕВ
Нет комментариев