В Альметьевске – 11, в Елабуге 5, а в Мамадыше вообще 1 - для чего городам Татарстана нужны ОПОП
Молодой, действенный, перспективный Именно так в МВД по РТ охарактеризовали республиканский Закон «Об общественных пунктах охраны порядка» Если умозрительно представить себе график численности личного состава в органах внутренних дел и динамику преступности в Татарстане за 2015 год, то получится нечто крестообразное. Так вот, получившийся крест мог реально стать надгробием над...
Молодой, действенный, перспективный
Именно так в МВД по РТ охарактеризовали республиканский Закон «Об общественных пунктах охраны порядка»
Если умозрительно представить себе график численности личного состава в органах внутренних дел и динамику преступности в Татарстане за 2015 год, то получится нечто крестообразное. Так вот, получившийся крест мог реально стать надгробием над с таким трудом создаваемой и долгие годы поддерживаемой в республике обстановкой благополучия и правопорядка. Дестабилизация могла расшатать как общество в целом, так и отразиться, в частности, на экономике, на инвестиционной привлекательности Татарстана.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Еще в ноябре прошлого года на совместном заседании Совета безопасности и Антитеррористической комиссии РТ Президент Рустам Минниханов озвучил тревожную статистику: за 9 месяцев 2015 года количество преступлений в республике выросло на 13,3 процента по сравнению с предыдущим годом - это почти в два раза выше, чем по Российской Федерации. Сегодня, отметил тогда Президент, полиция переживает сложный период: численность ее сокращается, нагрузка на сотрудников растет. И в качестве одного из действенных механизмов решения вопросов общественной безопасности он назвал создание общественных пунктов охраны порядка (ОПОП).
К тому времени закон №33-ЗРТ о тех самых ОПОП действовал уже полгода. Вернее, внедрялся в практику.
Созданные при ОПОП общественные советы ориентированы в основном на мониторинг благоустройства территории, своевременное реагирование на нарушения в сфере ЖКХ - вывоз мусора, чистоту дворов и тротуаров, безопасность малых архитектурных форм, детских площадок и т. п.
- А появился он на волне самого мощного за последнее десятилетие сокращения личного состава МВД. И это при том, что криминогенная ситуация не улучшилась, даже наблюдался рост преступности. Но сокращение произошло, причем в основном за счет подразделений, несущих наружную службу. Могло быть задето именно состояние общественного порядка, мог возникнуть дисбаланс, - рассказывает заместитель начальника отдела управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних МВД по РТ майор полиции Айдар Валиев. - И МВД в лице министра Артема Хохорина при поддержке властей республики вышло с превентивной инициативой перед руководством МВД России о подготовке нового законопроекта. Речь шла о создании института начальников общественных пунктов охраны порядка. В итоге, если во всех регионах сокращение составляло по 10 процентов, то нам закон об ОПОП позволил при том же сокращении числа действующих сотрудников органов внутренних дел сохранить устойчивую, стабильную оперативную обстановку в районах и городах.
КАК ЭТО БЫЛО
Согласно новому закону, в республике появилось 202 общественных пункта охраны порядка, соответственно, столько же и начальников пунктов. По словам майора Валиева, дислоцируются они в тринадцати наиболее крупных районах республики. Так, если в столице их 96, в Альметьевске - 11, то в Елабуге пять, а в Мамадыше вообще один. Все зависит от численности населения. На сегодняшний день все 202 должности начальников ОПОП укомплектованы. Они наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях по составам, предусмотренным татарстанским Кодексом административных правонарушений. Вторая обязательная должность в ОПОП - помощник начальника участковых уполномоченных полиции. В Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске введены должности в помощь сотрудникам патрульно-постовой службы. Это отдельная категория служащих, которые совместно с сотрудниками ППСП занимаются патрулированием улиц и охраной общественного порядка и безопасности граждан в общественных местах, при проведении массовых мероприятий. А для усиления профилактической работы среди несовершеннолетних, неблагополучных семей введены должности помощников по линии ПДН.
Айдар ВАЛИЕВ, заместитель начальника отдела управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних МВД по РТ: |
|
«Начальники ОПОП совместно с участковыми занимаются профилактической работой с населением. Проверять всех освободившихся из мест лишения свободы, неблагополучные семьи сотрудникам ОВД очень сложно даже физически, а совместно с сотрудниками ОПОП она стала выполнимой». |
- Самое главное - все эти должности заняли муниципальные служащие, - уточняет Айдар Валиев. - Да, новая структура помогает сотрудникам полиции, но она в первую очередь необходима самим муниципальным образованиям. Любой глава района, любой мэр заинтересованы в том, чтобы на их территории была минимальная преступность, минимальное количество правонарушений, а те, которые совершаются, своевременно расследовались. Вот на это и направлено введение этих должностей за счет муниципалитетов.
Должности муниципальных служащих по направлениям, их количество, финансовое обеспечение, в том числе приобретение обмундирования, удостоверений, знаков отличия, а также страхование жизни и здоровья, были детально прописаны в постановлении Кабинета Министров №35 от 25 января 2016 года. Благодаря этому работа ОПОП систематизировалась и унифицировалась, приобрела стройную структуру, свою финансовую составляющую.
ПО-ПРЕЖНЕМУ В СТРОЮ
Сегодня к участию в деятельности ОПОП в республике привлечены 647 муниципальных служащих. Служба непростая - требуются здоровье, определенная физподготовка, знание законов, педагогические навыки приветствуются. Так кто же эти люди?
- Это в большинстве своем гражданские лица, - отвечает Айдар Валиев. - Не секрет, что профилактическая служба (а акцент сделан именно на профилактику правонарушений) специфическая, она связана с выполнением задач в том числе в выходные и праздничные дни. Так что в основном это бывшие сотрудники органов внутренних дел, ныне пенсионеры, но вполне трудоспособные и заинтересованные в службе лица. Примечательно, что среди 202 начальников ОПОП почти половина - женщины, 83 человека - бывшие наши сотрудники.
Отбор на муниципальные должности идет серьезный - по системе кадрового отбора МВД, с соответствующей спецификой: по всем направлениям, начиная с наркологических и психоневрологических диспансеров. Далее смотрят на законопослушность, кандидаты «пробиваются» по всем учетам.
- Таким служащим вменено составлять протоколы по административным правонарушениям, - уточняет майор Валиев. - Здесь есть коррупционная составляющая, поэтому кандидаты проходят такую всестороннюю проверку. И только после такого тщательного отбора они принимаются на работу. Муниципальные служащие в ОПОП непосредственно контактируют со службами участковых, ПДН, ППСП. И от того, как они будут выглядеть в глазах населения, во многом зависит репутация как самой вновь созданной структуры, так и муниципальных властей.
ЭФФЕКТ НЕСОМНЕННЫЙ
Айдар Валиев не без гордости делится статистикой за время действия закона об ОПОП - с июля 2015 года по 13 июля 2016 года. По его словам, начальниками ОПОП выявлено 20226 административных правонарушений, проверены 5192 неблагополучные семьи, 11441 лицо, состоящее на профилактических учетах в органах внутренних дел.
- Это неплохие показатели для гражданских служащих, - говорит майор Валиев. - Они оказывают нам неоценимую помощь. Начальники ОПОП совместно с участковыми занимаются действенной профилактической работой с населением. Проверять всех освободившихся из мест лишения свободы, домашних дебоширов, неблагополучные семьи, «трудных» подростков сотрудникам ОВД очень сложно даже физически - это огромный объем работы, а совместно с сотрудниками ОПОП она стала вполне выполнимой. За результатами мы наблюдаем, ведем определенную отчетность, учитываем все статистические показатели. И можем определить эффективность выполнения возложенных на них обязанностей.
Важно, что ни в коем случае на какое-либо преступление муниципальные служащие не выдвигаются, - их задача состоит не в расследовании или раскрытии преступления, а в профилактике. В каждом ОПОП есть приемные часы, в это время туда приходят граждане со своими вопросами и проблемами. Если на этом уровне вопрос решается - очень хорошо. Иногда граждане, минуя районную или городскую инстанцию, обращаются «прямо к Президенту», а должен ли он решать вопрос о соседском конфликте или нерадивой матери? И эту составляющую ОПОП перекрывают, снижают градус общественного напряжения.
- Закон об ОПОП решает масштабный спектр задач, - уверен Айдар Валиев. - Благодаря ему появился эффективный механизм взаимодействия власти и населения.
Согласно новому закону, в республике появилось 202 общественных пункта охраны порядка, соответственно, столько же и начальников пунктов. По словам майора Валиева, дислоцируются они в тринадцати наиболее крупных районах республики. Так, если в столице их 96, в Альметьевске - 11, то в Елабуге пять, а в Мамадыше вообще один. Все зависит от численности населения
А ВАС Я ПОПРОШУ ПОДТЯНУТЬСЯ!
Достаточно активно по выявлению и документированию административных правонарушений, по данным Айдара Валиева, работают начальники ОПОП Казани (составлено около 11,5 тыс. протоколов, зарегистрирована почти половина административных правонарушений от их общего числа), в Набережных Челнах (около 3,5 тыс. протоколов), Нижнекамском, Альметьевском, Заинском, Елабужском районах. Здесь муниципальные служащие в ОПОП активно пользуются имеющейся нормативной базой, в том числе постановлениями или решениями глав администраций, детализирующими закон РТ №33 и постановление КМ №35. А вот Чистопольскому и Нурлатскому районам стоит, по мнению майора Валиева, по-другому взглянуть на организацию работы ОПОП.
- Закон «Об общественных пунктах охраны порядка в РТ» еще молодой, но действенный. Учитывая первые положительные результаты работы передовиков, уверен, другие районы обязательно подтянутся, - говорит Айдар Валиев. - Возможно, уже пора собираться в командировку - перенимать опыт у лучших.
МЫ С РАДОСТЬЮ ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Сейчас ОПОПы по всей республике только нарабатывают практический опыт. Любой закон, по мнению специалистов, должен пройти апробацию на правоприменительной практике. В Казань уже приезжал первый заместитель министра внутренних дел России Александр Горовой, он высоко оценил наш пока небольшой опыт. Благодаря ему татарстанский закон активно изучается Москвой и Санкт-Петербургом с целью внедрения, потому как в этих мегаполисах вопросы правопорядка стоят весьма остро.
- Действительно, такого закона нет пока ни в одном другом регионе России, - говорит Айдар Валиев. - Это наша новация, которая уже дала положительный эффект, и мы с радостью поделимся своими наработками с коллегами.
А КАК У НИХ?
Общественные пункты охраны порядка появились еще в советские времена. В некоторых административных округах Москвы они есть и сейчас, но созданные при ОПОП общественные советы ориентированы в основном на мониторинг благоустройства территории, своевременное реагирование на нарушения в сфере ЖКХ - вывоз мусора, чистоту дворов и тротуаров, безопасность малых архитектурных форм, детских площадок и т. п. А в последнее время актуальным стало выявление незарегистрированных граждан, которые проживают в квартирах, не оборудованных приборами учета воды, а также борьба со сдачей жилья в аренду без оформления документов.
Источник:http://rt-online.ru
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев