Сегодня мамадышские православные поминают умерших и отмечают родительскую субботу
Сегодня Святая Церковь благословляет нас уделить особое внимание нашим почившим родственникам и знакомым. Эта суббота называется Димитриевской. Также творится память: прав. Тавифы Иоппийской, воскрешенной св. ап. Петром; мч. III века Анастасия Аквилейского; мчч. IV века Маркиана и Мартирия; прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских подвижников XIII-XIVвека, в Дальних пещерах...
Сегодня Святая Церковь благословляет нас уделить особое внимание нашим почившим родственникам и знакомым. Эта суббота называется Димитриевской.
Также творится память: прав. Тавифы Иоппийской, воскрешенной св. ап. Петром; мч. III века Анастасия Аквилейского; мчч. IV века Маркиана и Мартирия; прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских подвижников XIII-XIVвека, в Дальних пещерах почивающих; прписп. Матроны (Власовой), инокини преставившейся в 1963 году.
Прославляется икона Божией Матери Валкурийская.
Димитриевская родительская Суббота - это суббота перед днем памяти вмч. Димитрия Солунского. По русской традиции в этот день, несмотря на то, что в богослужебном уставе он не отмечается как заупокойный, совершается поминовение усопших. Существует распространенное, ставшее традиционным мнение, что Димитриевская родительская суббота установлена великим князем Димитрием Донским в честь знаменитой победы на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года. И что великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября (памятью святого Димитрия Солунского - днем тезоименитства самого князя Димитрия Донского).
Но «Православная энциклопедия» дает нам несколько иные сведения. Так в XVII веке Димитриевская родительская суббота еще не связывалась с победой на Куликовом поле. Сам святитель Филарет Дроздов не выражает полной уверенности в связи повсеместного поминовения усопших осенью с поминовением преподобным Сергием падших в Мамаевой битве. Откуда же изначально появилась традиция поминовения усопших в этот день?
Сейчас в среде православной молодежи можно встретить сильную волну протеста, вызванную сильно популяризируемым в светском обществе западным «праздником» Хэллоуин. На страницах пестрят лозунги вроде «Давайте не будем позориться, в России нет праздника Хэллоуин!» И снова «Православная энциклопедия» помогает нам разобраться в причинах осеннего умопомешательства светской молодежи. У древних кельтов одним из главных праздников года был Са́майн, Самхейн или Сауин - праздник окончания теплого времени года. В этот день, согласно верованиям кельтов, исчезали обычные преграды между миром смертных и потусторонним миром, так что люди могли побывать в загробном мире, а духи приходить на землю и даже вмешиваться в дела смертных. С этим днем связывались некоторые важные события в кельтской мифологии и истории. Представление об особой близости к обитателям потустороннего мира стало основой для совмещения Сауина с поминовением усопших.
В VIII веке в Риме, а с IX века повсеместно на Западе - 1 ноября стало праздноваться как День всех святых (или All-Hallows-Even). В начале XI века аббат Клюнийского монастыря Одило закрепил за 2 ноября поминовение всех усопших верных; эта традиция получила широкое распространение в латинской Церкви. Многие исследователи видят в установлении этих дней попытку воцерковить языческие обычаи европейских народов. И, конечно, языческие элементы проникли в западную традицию. Как же не одеться в страшилище и не напугать соседа, когда по всем верованиям потусторонний мир в это время так рядом?
На Руси в народной среде Димитриевская родительская суббота, или как ее еще называли, Дедова суббота, считалась одним из главных поминальных дней, что также связано с язычеством. Середина осени, как и середина весны, - одни из важнейших моментов годового цикла, они имели большое значение для культа предков, что также отразилось в народных традициях и обрядах на родительскую субботу. На Руси в эту субботу традиционно готовилось обильное угощение для поминок, в некоторых местностях во время трапезы на столе лежали ложки для покойников. Слава Богу, но наша православная традиция смогла как-то победить языческое наполнение осенних заупокойных праздников, а западная, к сожалению, сейчас возвращается на пути язычества.
Поэтому нам с нашими народными традициями очень важно не наступить на грабли западных христиан. Ведь мы тоже не всегда придерживаемся строгости нашего православного вероучения. Многие по весне участвуют в сожжении куклы Масленицы, что, конечно, является прямым подражанием языческим жертвоприношения. Или мы предаемся чрезмерному веселью и утехам на подготовительных неделях Великого Поста, что особенно неуместно в Неделю мясопустную или «О Страшном Суде», ту самую, что зовется масленицей.
Как до́лжно провести родительскую субботу? Главное здесь - молитва и Евхаристия. Молитва - это наш разговор с Богом. Евхаристия - средство объединения всех нас, живых и усопших, в одно Тело Христово. Участие в Божественной литургии самым непосредственным образом связывает нас с нашими усопшими, помогает им, а они нам. Конечно, нельзя забыть и о местах упокоения наших сродников, но ко всем традициям, связанным с усопшими, необходимо подходить с серьезным размышлением. Не подражаем ли мы язычникам, когда оставляем на могиле стакан с водкой для покойника? Не жертвоприношение ли это предкам? Такая жертва есть грех. Лучше раздать милостыню беднякам или подарить что-нибудь малоимущей семье и попросить помолиться за того, кому необходимо упокоение во святых обителях Божиих.
Источник: http://tv-soyuz.ru/
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев