«Во всех наших деревнях есть люди, являющиеся опорой, помощниками», - говорит глава Верхнеошминского сельского поселения Наиль Васылов.
Трудно даже представить сегодня, какой будет спустя полвека судьба деревень Хасаншино, Алкино, Старый Завод, Ак Чишма, поселка Кумазанского лесничества, Эшче. В тридцатые годы прошлого века в этой зоне прекратила свое существование деревня Каракуль,...
«Во всех наших деревнях есть люди, являющиеся опорой, помощниками», - говорит глава Верхнеошминского сельского поселения Наиль Васылов.
Трудно даже представить сегодня, какой будет спустя полвека судьба деревень Хасаншино, Алкино, Старый Завод, Ак Чишма, поселка Кумазанского лесничества, Эшче. В тридцатые годы прошлого века в этой зоне прекратила свое существование деревня Каракуль, в шестидесятые - Игенче. Не постигнет такая судьба и эти стареющие населенные пункты? «Нет! Наши деревни не исчезнут!» - говорит оптимистично настроенный Наиль Васылов. Уже прошло полтора десятка лет со времени развала животноводческих ферм в Хасаншине и Старом Заводе. Теперь в деревнях осталось считанное количество бюджетных мест, являющихся для людей источником денежного дохода. «Сейчас те, кому по силам, стараются держать скот. Многие обзаводятся ульями», - говорит глава сельского поселения.
У одних из самых видных в округе фермеров Альфата и Ильсияр Кутдусовых, работающих в деревне Старый Завод, в прошлом году поголовье скота приблизилось к тридцати. И сегодня имеют семнадцать голов, восемь из них - коровы. Нынче на осенне-зимних ярмарках забили на мясо и продали девять голов.
«Все быстро раскупили, подходили, спрашивали, не осталось ли еще. Очень хорошо разошлись и гуси», - говорит Ильсияр ханум. Молоко, творог, сметану привозят и продают на рынке. Современная экономика сейчас каждого приучает торговать. Надо только не лениться и знать, что бездействие дохода не принесет. Кутдусовы имеют десять гектаров земли, которые в прошлом году засеяли травой. Думают взять землю еще. Нынче планируют построить новый сарай из блоков. Уже освоили все тонкости содержания скота. Оказывается, возят барду из Мамадыша. «Месиво даем с бардой». Если замешивать на воде, поедают неохотно, ждут барду», - говорит Ильсияр.
-Кутдусовы в деревне - в роли старосты. Помогают деньгами при проведении сельских сабантуев, Нового года, других праздников. На своих тракторах выезжают на расчистку улиц от снега, - говорит глава поселения.
С жителем Красной Горки Валерием Никитиным заключили договор на уборку снега на улицах в зимний период. Здесь в каждой деревне есть люди, помогающие в проведении различных мероприятий, являющиеся опорой сельских руководителей. В Хасаншине в последние годы Ильдар Саитов стал брать на себя организацию сабантуя. Здесь в пример многим приводятся заведующий клубом Хамис Сунгатуллин, фельдшер Танзиля Сунгатуллина, оператор водокачки Ильфат Ганиев, почтальон Раушания Фархутдинова. Жители поселка Кумазанского лесничества Альфия и Равиль Салаховы держать шесть коров. Семья Ильхама Хабибрахманова имеет шесть лошадей, десяток голов крупного рогатого скота. Есть у них и тракторы. Они тоже вносят вклад в очистку дорог, доставку селянам сена и соломы. Глава сельского поселения назвал имена многих авторитетных жителей деревни, способных увлечь народ за собой.
Время показывает, что у бизнеса нет возраста. Жителя Верхней Ошмы Саяфа Мухамадиева знаю уже около сорока лет. Он был передовым пчеловодом района. Уже лет двадцать на пенсии, но до сих пор не оставил это дело. И сегодня держит около двухсот ульев.
-Нелегко сбыть мед. Хорошо бы иметь место, чтобы можно было сдать его разом, - говорит он.
И вопрос реализации мяса забитого скота сегодня волнует многих. В этом плане намечается просвет. Руководство района обещает отвести место возле рынка, где фермеры района, частные подворья смогут круглый год приезжать и торговать своим мясом, молоком, маслом.
Ильсияр Ибрагимова, вернувшаяся в Хасаншино, занимается частным хозяйством:
-В прошлом году вырастили кур, уток, 170 индюков. На одной из ярмарок продали удачно. На них регулярно приезжать не можем. Тушки индюков возили в Челны: даже на рынок не пустили. В Мамадыше предлагали их в магазинах, не сумели продать и три тушки. Скорее бы появилось место на своем рынке для постоянной торговли селянами собственной продукции.
Минневарис Мингалиев
Нет комментариев